В третьей части топа лучших игр прошедшего поколения разбор позиций с 15 по 11 и обзор проектов, которые нас разочаровали.

С каких игр же началось седьмое поколение игровых консолей? Если вспомнить, то с довольно неплохих. У Sony это был Resistance: Fall Of Man который стал началом отличной шутер-стимпанк трилогии. Был атмосферный Folklore, который и сегодня выглядит как один из самых приличных RPG-проектов на приставке. Скучноватый Uncharted: Drake’s Fortune простили за то, что он был гораздо лучше всего того, что выходило до него в жанре приключенческих action-игр.

У Xbox 360 были Project Gortham Racing 4 — приличный гоночный симулятор — и Perfect Dark Zero — атмосферный шутер от первого лица.

В последующие годы на каждой консоли появилось по ряду первоклассных эксклюзивов и мультиплатформерных проектов, большинство из которых упоминается в топе.

Но нет худа без добра — и обратно. Естественно, за прошедшие семь лет случилась не одна дюжина жестоких разочарований и провалов.

Некоторые игры получались спорными, некоторые — откровенно плохими. Мы видели безуспешные попытки создать что-то инновационное и проекты-архаизмы.

Анонс Duke Nukem Forever состоялся еще в далеком 1997 году, но увидели игру лишь 14 лет спустя, летом 2011. Очевидно, что в быстроразвивающемся мире игроиндустрии игру такого жанра — шутер от первого лица — с устаревшими механикой и графикой примет мало кто. Однако, долгострой после релиза, все-таки, снискал коммерческий успех, хоть и был разнесен журналистами.

На таком фоне другой долгострой Mafia II чувствует себя уверенно. Несмотря на бесподобную картинку, фирменную модель управления машинами и неплохой открытый мир, игру приняли не слишком тепло. В такой игре неуклюжую механику стрельбы можно простить, на этом, как-никак, проект не построен. Что больше разочаровало игроков, так это сценарий и персонажи. Утрированная история с примитивными сюжетными линиями шла вразрез тому, что заложил оригинал.

4108967770_6441c47266_o

В 2012 сплоховали гиганты индустрии — Mass Effect 3 от BioWare и Diablo III от Blizzard получились относительно хорошими играми, но неудачными частями своих серий. Откровенный плевок разработчиков в финале саги ME испортил практически всю историю, о которой нам столько недоговаривали. Вселенная Шепарда содержала невероятное количество информационного контента, но при этом завершила свою историю безбожным обрубком в виде трехминутного сюжетного ролика, в котором не отвечают ни на один из главных вопросов саги.

Diablo III же повторил судьбу большинства долгостроев — оказался непростительно верен прошлым традициям и, в результате, абсолютным самоповтором. Еще острее эта проблема смотрелась на фоне Starcraft 2: Wings Of Liberty, который стал той стратегией, какой в принципе должна быть способная удовлетворить массы RTS.

15 место: Starcraft 2: Wings of Liberty (2010)



Оценка «Клоопа»: 9.0/10

После переквалификации игровой индустрии на консольный рынок, количество продуктов на ПК заметно снизилось. Об этом ясно дает понять статистика, негативные комментарии, да и, по большей части, опыт от банального сравнения. И теперь все меньше и меньше эксклюзивов и просто интересных IP мы можем наблюдать за привычным экраном монитора. Особенно RTS, стратегий в реальном времени, жанра прямолинейно связанного с ПК. Тщательно рассматривая различные варианты, невольно приходишь к выводу, что наиболее запомнившейся стратегией «эпохи PS3 и XBOX 360» был второй Starcraft.

Starcraft 2: Wings of Liberty — единственный ПК эксклюзив в топе, пропуск которого был бы, как минимум, неучтивым. После выхода оригинала и дополнения Brood War в далеком 98-ом году, Blizzard Entertainment, вернувшись к развитию вселенных новой Diablo и проверенного временем Warcraft, долго откладывали разработку продолжения космо-саги, вызвав тем самым множество вопросов и волну негодования. Так продолжалось долгих 9 лет, пока не был сделан официальный анонс на Blizzcon. Через 3 года самая ожидаемая стратегия десятилетия увидела свет.

Wings of Liberty стал примером не только яркого и захватывающего сиквела, но и разножанрового влияния, и вполне удачного его использования. Используя сюжетно-геймплейный фундамент, оставленный первой частью, создатели с одной стороны представили по-настоящему интересную классическую RTS с колоритными и хорошо сбалансированными миссиями, проработанной иерархией юнитов и апгрейдов; с другой — сильную и до жути кинематографичную интерактивную историю-драму, поддерживаемую постоянными приятно визуализированными — под стать американскому кинематографу — не докучающими кат-сценами, плавно разветвленным сюжетом и, конечно же, сеттингом, придающим происходящему «вселенскую пространность» — излюбленную черту Blizzard.

Starcraft 2: Wings of Liberty — очередное эпохальное творение если не для игровой индустрии, то для целого жанра точно. Настолько тонко обработанным геймдизайном, к сожалению, практически ни одна современная RTS блистать не может. А за выбранный нами отрезок — уж точно.

Автор обзора Starcraft 2: Wings of Liberty: Данил Журавлев

14 место: Mirror’s Edge (2008)



Оценка «Клоопа»: 8.5/10


Electonic Arts, согласно опросам Consumerist, уже второй год подряд признается худшей компанией в США. Не сказать, что у издательства дела идут плохо, но в последнее время корпорация занимается выкачиваением денег из уже раскрученных брендов и активно развивает модель условно-бесплатных игр и скачиваемых дополнений, что игроков не особо радует.

Однако всего пять лет назад EA считалась дерзкой и смелой корпорацией, которая поддерживает необычные идеи разработчиков. В те годы издательством было запущено немало новых франчайзов, среди которых выделялся Mirror’s Edge.

И выделялся потому, что предлагал совершенно новые ощущения. Mirror’s Edge — игра от первого лица. Но не коридорный шутер, не киберпанк-RPG, а симулятор паркура.

Разработкой игры занималась студия DICE, наиболее известная по играм серии Battlefield. Мастера работы с first-person проектами, они не только смогли сделать красивую игру с необычным, почти уникальным дизайном, но и внедрить в нее замечательное исполнение основной идеи. Паркур Mirror’s Edge был точным, выверенным, слегка линейным, но от того не менее эффектным.

6933286750_1f5c7bbf5b_h

Крыши, интерьеры и экстерьеры зданий, оформленные в единой, стерильной стилистике, изобилующей ровными линиями и белым цветом, позволяли ввести простую геймдизайнерскую задумку. Предметы окружения, с которыми можно было взаимодействовать и на которых было завязано передвижение по картам игры, выделялись яркими оттенками. Например, в огромном зале с высокими потолками, где ориентироваться не слишком удобно, за счет такого приема бешеный темп не сбавлялся.

И это сработало. Mirror’s Edge, завязал паркур на простых, но амбициозных, основах. Критиковать игру можно было именно за эту простоту — впрочем, и за глупый сюжет и слабую обработку сеттинга — но, вполне возможно, официально анонсированный сиквел игры разовьет фундамент оригинала и подарит ощущения десятикратного эффекта. И если так случится, то опыт окажется беспрецедентным.

13 место: LittleBigPlanet 2 (2011)

Оценка «Клоопа»: 9.5/10

В магазинах тряпичные куклы выглядят странно. Размякшие, без четких контуров, с глазами-крестами и натянутой улыбкой, которой не веришь. Другое дело — куклы LittleBigPlanet. Смешные, энергичные и живые.

LittleBigPlanet 2, наверно, лучшая кооперативная игра этого поколения. Великолепные геймдизайнерские идеи, которыми дают насладиться по мере прохождения, милая и простая история о не менее обаятельных героях и богатый на элементы кастомизации мир — своего “сэкбоя”, тряпичную куклу, можно нарядить в костюм зебры или порадовать золотой короной. Все это всячески поддерживает желание играть в LBP вдвоем, втроем или даже вчетвером.

5482218512_f4a036c8c8_b

То есть разработчики бережно строят игру, которую без труда и с удовольствием можно пройти в одиночку, но и не забывают добавить элементы, лучше смотрящиеся и работающие в кооперативе. Нельзя забывать, что LBP2 предлагает еще и редактор уровней со своей Сетью, располагающей множеством уникальных и иногда оригинальных авторских уровней. В совокупности LittleBigPlanet 2 получается платформером, который, не имея приставки «инди-«, захватывает и оставляет немало ярких воспоминаний.

12 место: inFamous (2009)

Оценка «Клоопа»: 9.0/10

Игры о супергероях, в большинстве своем, адаптации. Но в 2009 году вышли две игры о людях со сверхспособностями на оригинальном сюжете — Prototype и inFamous. До релиза и пресса, и сообщество сконцентрировали свое внимание на первом проекте, который на бумаге и по трейлерам выглядел крайне интересно.

После релиза выиграл inFamous. Эта игра, в отличие от своего конкурента, не просто добавила в открытый мир персонажа, способного творить невообразимое. Sucker Punch выделили свою игру inFamous двумя серьезными вещами — они построили всю “песочницу” вокруг наэлектризованного главного героя и не забыли, что делают игру, а именно добавили возможность выбора.

Этого с лихвой хватило на то, чтобы задать игре драйв и не дать игроку заскучать. Вся карта города была подстроена под возможности героя, что позволяло не сбавлять темп. И, что важно, была предоставлена возможность выбирать, кем быть — злодеем или миротворцем.

Естественно, возможность такого выбора не была проработана в рамках игрового процесса и истории с размахом. От выбора не зависел ход развития сюжетной линии. Но отсутствие глобальных последствий — которые в игре такого масштаба кажутся крайне трудно реализуемыми — компенсируются мелочами. Ближе к середине прохождения, вне зависимости от того, спасаете ли вы жителей или убиваете, они начинают вас узнавать. Но узнавать по-разному. Или восторженно, или с омерзением. Мелочь, но зато какая.

Конечно, в игре о супергерое/злодее, это второстепенные элементы. Но на них игры и строятся. Prototype имел в запасе персонажа с куда более размашистыми возможностями, но в итоге провалился. А компактный inFamous дал игрокам почувствовать сверхсилу, пусть и небогатую, и проникнуться каноничной и подходящей историей.

11 место: Gran Turismo 5 (2010)

Оценка «Клоопа»: 10/10

Polyphony Digital занимается не только разработкой игр. Компания тесно сотрудничает с рядом крупных автопроизводителей и порой предлагает свои услуги в области дизайна. Команда под руководством Казунори Ямаучи создала не один концепт машины, и среди заказчиков числятся такие компании, как Nissan, Renault и GM.

Говорит ли это об уровне мастерства команды? Наверно, говорит. И оттого не зря игры серии Gran Turismo от японской компании Polyphony Digitals называют одними из самых реалистичных автосимуляторов современности.

Людям, привыкшим к аркадным Need For Speed или Burnout, симулятор Gran Turismo может показаться громоздким и неудобным. Но прелесть игр серии заключается в том, что именно глубина мира Gran Turismo с этими сотнями пунктов настроек автомобилей, десятками видов гоночных испытаний и тысячами вариантов оптимизации игрового процесса под себя дарит несравнимый эффект.

Gran Turismo 5 может предоставить игроку не одну сотню часов геймплея, это игра с колоссальным объемом контента. Автопарк пятой части небезызвестного сериала разросся до числа, перевалившего отметку в тысячу, карты игры прибавили в количестве полигонов, а сами авторы подарили множество интересных и новых испытаний.

7916320154_8be09aff6d_h

Но в самом основном Gran Turismo 5 несильно отличается от своего предшественника. Это все тот же суровый автосимулятор, не терпящий километровых заносов и модификаций впрыска NO2, имеющий в наличии бесподобный саундтрек и чарующий аутентичными повторами.

Почему это не плохо? Во-первых, ломать то, что прекрасно работает, нелогично. И во-вторых, учитывая количество мелких деталей, которые присутствуют в игре, разница между четвертой и пятой частями с такой стороны неизмеримо велика.

Новшества, модификации, переосмысления и элементарная эскалация уже реализованных аспектов дают о себе знать. Можно не раз вспомнить моменты, увиденные в Gran Turismo 4, во время игры в пятую часть. Но гораздо чаще GT5 удивляет новым неизведанным элементом.

Gran Turismo 5

Почему “десятка”? Почему одиннадцатое место в топе? Gran Turismo 5 — не идеальная игра, не безызъянно правдоподобный автосимулятор. Отличает игру нечто иное. Polyphony Digital в пятый раз разработала то, что не имеет аналогов и при том притягивает новые аудитории, разработала симбиоз несравненно реалистичного симулятора и привлекательного приключения.

Gran Turismo 5 — это невообразимое количество элементов игры, которые складываются в простой, но глубокий механизм, вызывающий почти детский трепет.