Такая уж пора. Закат невероятного поколения.
Пять недель мы будем публиковать топ из двадцати пяти номинаций лучших игр поколения, анализировать все произошедшее в индустрии за семь лет и пускать ностальгические слезы.
В конце 2005 года на прилавках тысяч магазинов появились игровые консоли Xbox 360. Релизы PlayStation 3 и Wii в 2006 году окончательно утвердили седьмое поколение и дали залп десяткам новых тенденций.
С тех пор прошло больше семи лет. PlayStation хоронили, Xbox благословляли, а Wii — покупали. Первую половину семи лет. Потом в Sony опомнились и сделали для своей приставки с полсотни невероятных эксклюзивов, Microsoft продвинули мультиплеерные проекты, а Nintendo сделала свою портативную DS самой продаваемой консолью всех времен.
За семь лет каждая из трех корпораций создала свою вариацию motion контроллеров и внесла огромную лепту в интеграцию HDMI. На рынок пытались выйти nVidia и пара независимых компаний. Свою отдельную сферу мобильных игр создали Android и Microsoft, привлекшие новых игроков и перенесших на свой рынок большую часть казуальных проектов.
Activision своим Modern Warfare задала мощнейший тренд на милитари-шутеры и сама его закопала, Electronic Arts успела стать главным новатором индустрии и превратиться в боязливую корпорацию, клепающую несметное количество сиквелов, приквелов и спин-оффов.
Square Enix не сумела выпустить действительно качественную jRPG, но неожиданно лучшей из всех научилась возрождать сериалы. Valve смогла сделать самый привлекательный сборник игр и заставила себя ненавидеть злосчастной цифрой «3» миллионы игроков.
Blizzard окончательно зазналась, Ubisoft научилась качественнее всех делать продолжения, а Rockstar ни разу не сплоховала.
Седьмое поколение игровых консолей было ярким, эффектным и помпезным. Его будут помнить за сотни громких событий — это точно. К сожалению, игр, которые стоит не забывать, было меньше.
В этом материале с максимально возможной попыткой быть объективными представлен топ самых важных, красивых, новаторских и удивительных игр поколения — игр, которые будут помнить.
25 место: Mini Ninjas
Платформа: PS3, X360, Wii, PC, NDS
Разработчик: IO Interactive
Дата выхода: 8 сентября 2009
Оценка «Клоопа»: 8.0/10
«Игры — это же детское развлечение!» Благо, совместными усилиями игрожура и ведущих компаний индустрии этот стереотип в большинстве обстоятельств был искоренен.
Игр для детей много. Конечно, несоизмеримо меньше, чем игр с рейтингом R, но за прошедшее поколение их выпустили в приличном количестве. Сейчас этот рынок наиболее востребован и развит на мобильных системах, App Store и Play Market заполнены интерактивными книжками, простыми и яркими казуалками и развивающими приложениями.
Но чаще всего игры для детей скучны старшим. Они примитивны, банальны, предсказуемы. А Mini Ninjas такой не была.
Неожиданно для всех студия, создавшая Hitman о суровом киллере и Kane & Lynch о дуэте апатичных и нервозных убийц, занялась разработкой игры, в которой ниндзя полуметрового роста, окружение исключительно пестрых тонов, а все оружие превращает врагов в милых зверушек.
Великолепная геймплейно, доступная для понимания детям, она не то, чтобы идеально балансировала на грани интереса серьезной аудитории и простоты механики. Игра несильно повлияла на развитие жанра, ее не копировали, о ней не пели дифирамбов. Но Mini Ninjas оттого только лучше — это уникальное приключение, которое можно показывать абсолютно, абсолютно всем.
24. The Walking Dead: The Game
Платформа: PSN, XBLA, PC, iOS, PSVita
Разработчик: Telltale Games
Дата выхода: 24 апреля — 21 ноября 2012
Оценка «Клоопа»: 9.0/10
Квесты изменила Telltale Games. Telltale Games изменила The Walking Dead.
Студия, по сути, единственная поддерживала жизнь в угасающем жанре на протяжении долгих лет. Но это — тяжелый труд, который мало кто оценивал по достоинству. В 2012 году игра по мотивам «Ходячих Мертвецов» взорвала не только прилавки с умами критиков. Она дала толчок Telltale Games, что тоже очень важно.
The Walking Dead дал знать о своем разработчике, продемонстрировал модель сторителлинга и довел до слез тысячи зрелых мужчин. Наверно, в этом поколении вышло два с половиной квеста лучше игроадаптации The Walking Dead, но запомнить игру стоит хотя бы за уникальной глубины историю.
23. The Sims 3
Платформа: PS3, X360, PC, Wii
Разработчик: The Sims Studio
Дата выхода: 2 июня 2009
Оценка «Клоопа»: 8.5/10
В недалеком 2009 году социальные игры не были интегрированны настолько глубоко в жизни домохозяек. iPad тогда еще не анонсировали.
Но был Sims. Второй. За которым последовал третий. The Sims 3 был тем симулятором жизни, каким никогда не притворялся GTA. Основы механики игры, на самом деле не слишком простые для разъяснения, к счастью, известны многим. В Sims можно любить, ненавидеть, учиться, работать, строить, но нельзя убивать и доходить до титров. Sims — обособленное явление игроиндустрии, к третьей своей части довольно сильно развившееся.
Амбициозная игра, требующая еще сотен доработок, Sims 3 маскировалась и переводила акценты тонко и неприметно. Она не боялась критиков и хардкорных геймеров и влюбила в себя миллионы. Домохозяек.
22. Crysis 2
Платформа: PS3, X360, PC
Разработчик: Crytek Frankfurt
Дата выхода: 22 марта 2011
Оценка «Клоопа»: 8.0/10
Первый Crysis — это красивейший бенчмарк, в котором затруднительно разглядеть рудиментарный шутер.
Второй — прекрасная игра. Не слишком сильный Sci-Fi с не идеально сбалансированной системой способностей. Но красивая, динамичная история типичного шаблонного путешествия, которая невероятным образом умела захватывать дух и создавать интересные геймплейные моменты.
Первый Crysis происходил на огромном острове и сильно походил на небезызвестную историю от первого лица, рассказанную теми же разработчиками чуть раннее.
Второй лишился полноценного открытого мира, но смог оставить игроку свободу действий и продемонстрировать эффектный шутер за пределами линейного коридора. разрушенный Манхэттен, который бомбили и топили не раз и не два, таким, каким он должен выглядеть в одной из самых красивых игр тех времен — ярким и незабываемым.
Первый Crysis запомнят за ужасную оптимизацию, за детализированных черепах, за жуткую фалометрию на множестве форумов.
А второй — за его выдающиеся качества дерзкого и красивого шутера.
21. Super Meat Boy
Платформа: PC, XBLA
Разработчик: Team Meat
Дата выхода: 20 октября 2010
Оценка «Клоопа»: 9.5/10
Во времена NES и SNES игры были требовательными. Они давали игроку три попытки и отсутствие сохранений.
Сегодня игры заботливо одаряют игрока ачивментами, расставляют по двадцать точек автоматического сохранения на локацию и предоставляют нескончаемый health-bar. Из-за этого замечают такие проекты, как Demon’s Solus и Super Meat Boy.
Super Meat Boy — игра о куске мяса. Дико, ужасно, невообразимо сложная игра о куске мяса. По факту, SMB духовный наследник игры I Wanna Be The Guy, который вообще нельзя было пройти. Вообще, можно было, но кому для этого нужно продать душу, найти не удалось.
Прессы, сжимающиеся каждые полторы секунды, невысокие бугорки в озерах лавы, миллиметровые прощелины между потолком и циркуляркой — прохождение Super Meat Boy закаляло дух.
А вот повторное, в «адском» режиме, доводило до нервного срыва.
***
Продолжение топа на следующей неделе — позиции с 20 по 16 плюс небольшая спецноминация.
Автор: Азамат Омуралиев