Российский журнал The Village опубликовал на этой неделе интервью с Русланом Акуном, режиссёром самого кассового кыргызского фильма 2013 года «Салам, Нью-Йорк!»

Оригинал вы можете прочитать здесь

Ещё недавно казалось, что все копируют Москву и Петербург, а в конечном счёте мечтают сюда перебраться, — теперь очевидно, что позитивная энергия накапливается в других местах, а их опыта порой не хватает столицам. В серии «Новая география» The Village рассказывает о том, как люди делают свои города лучше — в России и везде, где говорят по-русски.

В новом выпуске — история режиссёра Руслана Акуна, который в 2013 году снял самый кассовый фильм за всю историю кинопроката Кыргызстана — «Салам, Нью-Йорк». Главный герой Батыр приезжает из родного Бишкека в Америку, чтобы поступить в Колумбийский университет, но без знания английского языка быстро оказывается на улице.

Съемки проходили в США и Кыргызстане. Фильм вышел в прокат в феврале 2013 года, держался в топах кинотеатров страны восемь недель подряд, открывал фестиваль «Киношок» в Анапе, получил специальный приз в Seoul International Drama Awards и гран-при на фестивале молодого кино в Бишкеке.

A8A3EiYZwqF4rP-dxeqf_g-articleРУСЛАН АКУН
режиссёр фильма «Салам, Нью-Йорк»
[divider]«Бишкек, я люблю тебя»[/divider]

В 2009 году, во время учёбы в Нью-Йоркской школе визуальных искусств, я решил снять фильм о смешных и не очень историях, в которые мы частенько попадали с другом Нурбеком Айбашовым. Мы тогда работали официантами по много часов в день, чтобы оплачивать свою учёбу, и с нами всё время что-то приключалось.

Когда я вернулся в родной город, то снял с друзьями малобюджетный фильм «Бишкек, я люблю тебя». На момент выхода он оказался самым успешным в прокате. Кинорынок у нас небольшой, поэтому наша работа привлекла так много местных зрителей.

Мой друг Нурбек, который тогда уже занимался бизнесом, спросил, какой проект будет следующим. Я ответил, что мечтаю снять фильм об опыте, который мы пережили в Нью-Йорке. Наше кино трагичное, тяжёлое, безысходное, что ли. Мне же хотелось рассказать простую жизнеутверждающую историю. Наконец, я хотел привнести нового героя в массовую культуру Кыргызстана. Героя с положительными общечеловеческими ценностями, владеющего английским языком, добивающегося своих целей упорным, но честным трудом.

Нурбек сразу же загорелся этой идеей и спросил, сколько денег мне нужно для создания фильма. Ну я ему и ответил, что если постараться, то можно уложиться в сумму меньше 100 тысяч долларов. Он согласился и вложил деньги в «Салам, Нью-Йорк». Нурбек знал, что это рекордная для нашего рынка сумма, принимал на себя весь риск и, насколько я знаю, ни разу об этом не пожалел. Я дал честное слово своему другу, что мы окупим все затраты. В то время это было смелое обещание. Нам нужно было заработать больше 220 тысяч долларов, ведь половину денег заберут кинотеатры, а ещё 14 % уйдёт на налоги.

[divider]Кастинг[/divider]

Мы решили провести онлайн-кастинг с голосованием, чтобы у зрителей появилось чувство причастности к нашему проекту. На роли главных героев пробовались около 500 парней и столько же девушек. Мы выкладывали их фотографии на сайт, предлагали зрителям выбрать понравившихся и потом учитывали их голоса при отборе. В первую же неделю наш ресурс вышел на первые места по посещаемости, уступив только сайтам новостей.

salam-NY-1

Исполнители главных ролей в фильме — непрофессиональные актёры. Нам хотелось, чтобы ребята не старались понравиться камере, чтобы они были похожи на своих киногероев: характером, жизненной позицией. К тому же было бы здорово привлечь новых лиц, за которыми не тянется шлейф образов: сегодня он играет главную роль в нашем фильме, а завтра рекламирует кетчуп. В итоге на главную мужскую роль мы взяли Бектемира Мамаюсупова, а на женскую — Аиду Тулебаеву.

[divider]Съёмки в Нью-Йорке[/divider]

salam-NY-2

Получить разрешение на съёмки в Нью-Йорке можно в специальном комитете при городской мэрии. Единственное, что нужно сделать, — оплатить страховку. Регламент строгий: мы должны были за три дня распространить листовки о том, что в этом районе будут съёмки, и обеспечить альтернативный проход на тротуары.

Мы постоянно шли на какие-то ухищрения. Я сам готовил для всей съёмочной группы, чтобы сэкономить, нам помогали соотечественники, кто чем мог. Полицейскую машину, которая была в кадре, мы сделали сами. Взять авто напрокат было очень дорого: за восьмичасовую смену нужно заплатить 950 долларов. Мы купили за 900 долларов старый Ford Crown Victoria, напечатали для него наклейки, а мигалки взяли у представителей еврейской общины — у них есть своя частная полиция. Потом ещё катались на этом «форде» два месяца.

salam-NY-6

Сложно было со съёмками панорам города. Мы попробовали снять их самостоятельно, с туристического вертолёта, но изображение получалось некачественным. Пришлось заказать их в специальной студии. Они начали со статуи Свободы, затем сняли Financial District, где есть небоскрёбы, после — Midtown, где нет высоток. Таким образом, мы использовали двухминутный материал в трёх сценах. Сложилось впечатление, будто мы часами катались на вертолёте.

salam-NY-5

Пост-продакшен делали в Кыргызстане. Для этого мы специально сняли дом друзей в горном селе и заперлись там на два месяца — монтировали и красили фильм, чтобы ни один житель города не отвлекал нас. Озвучка тоже стала для нас большой проблемой. Мы долго искали голос одессита в Бишкеке и совершенно случайно нашли в одном цеху то ли плотника, то ли сторожа с одесским говором. Он озвучивал мужчину, который сдавал комнату нашему герою.

[divider]Прокат в Кыргызстане[/divider]

Наша медиакампания была одной из самых успешных в стране. Мы пригласили пятерых студентов из АУЦА (Американский университет в Центральной Азии) и предложили им вместо курсовой работы сделать проект, который бы решал реальные задачи: через все доступные каналы привлечь в кинотеатры 150 тысяч зрителей, учитывая, что у нас в Бишкеке всего четыре нормальных кинотеатра. Ребята отлично справились!

В день премьеры, 14 февраля, был очень большой спрос именно на наш фильм. После каждого сеанса нам аплодировали. Говорят, даже «Крепкий орешек» провалился в прокате из-за «Салам, Нью-Йорк». У нас есть соглашение с двумя каналами, в декабре мы отдаём им право на единичный показ нашего фильма в обмен на рекламное время.

Да, кстати, я выполнил обещание, данное Нурбеку. Общий сбор составил около 700 тысяч долларов.

Фото: Кадры из фильма «Салам, Нью-Йорк!» и официальной страницы проекта в «Фэйсбуке».