“12 лет рабства” на данный момент является главным претендентом на премию “Оскар”. Это — почти эталонное разоблачительное кино, которое, к сожалению, слегка теряется в собственной концентрации событий, относящихся к одной теме.
Премьера: 12 декабря 2013
Режиссер: Стив Маккуин
В ролях: Чиветель Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт, Пол Дано, Пол Джаматти, Люпита Нионго, Сара Полсон, Элфри Вудард, Куавенжаней Уоллис
Жанр: историческая драма
Стив Маккуин — постановщик в некотором смысле провокационных фильмов “Голод” и “Стыд”, которые изобличали неоднозначные проблемы людей. Маккуин зарекомендовал себя как мастер современного искусства, немногословный и склонный к лапидарности. Эти качества позволяли режиссеру представлять свои картины наиболее беспристрастно.
Однако “12 лет рабства” говорит о вещи, не поддающейся двусмысленному объяснению. Рабство — это, несомненно, ужасно. Рабство в США — постыдная страница в истории государства.
И жертвой системы рабовладения становится главный герой картины, Соломон Нортоп. Реальный персонаж, свободный черный человек, имеющий жену, детей, дом, он оказывается жестоко предан и продан в рабство. Освободившись после двенадцати мучительных лет, Соломон становится одним из символом движения аболиционизма и издает книгу.
Трагичную и поражающую историю этого человека рассказывают в картине. “12 лет рабства”, собственно, о годах мук Соломона.
Начинается картина с ёмкой экспозиции, достойной даже эталонной хичкоковской, выдуманной в “Головокружении”. И с первых моментов проявляется талант Маккуина как рационалиста — вся лента построена выразительно, но без единого лишнего кадра.
Минимализм постановщика здесь тесно контактирует со всеми элементами — будь то очередной многозначительный ракурс, смена двух выверенных в композиции фильма сцен или проповедь деспотичного плантатора.
В “12 лет рабства” не прибегают к такому мощному инструменту как смена контрастов. На показанных годах жизни свободного Соломона, которые занимают незначительную часть хронометража, не акцентируют внимание, палитра красок городских ландшафтов не ставится в противовес пейзажам бескрайних плантаций.
Но что однозначно ставится во главу — разоблачение и критика, граничащая с ненавистью, той системы, существовавшей вплоть до 60-х годов девятнадцатого века.
Здешние рабовладельцы представлены разношерстно — от человечных, но все же собственников (такого в картине отыгрывает Камбербэтч), до жестоких (в лице персонажа Пола Джаматти) и деспотичных (Фассбендеровский злодей).
Кастом раскрывается лента чуть ли не в большей степени, чем выразительными средствами повествования. Соломон Чиветела Эджиофора должен будет пройти тяжкий путь, подразумевающий самый разный спектр эмоций. На персонаже Соломона держится половина всех невербальных сцен, которыми изобилует кино.
И актер не подводит. В минуты напряженных эпизодов — попытка бегства персонажа Эджиофора или его тирады забитым братьям по несчастью — и, тем более, в кульминации — практически отчаявшийся Соломон, подпевающий угнетающие псалмы — он поражает неоспоримым талантом.
Камбербэтч, изображающий относительно добродушного плантатора, умело передает портрет неопределившегося “владельца”. Его первое появление, представленное в противоречивой обстановке, во-первых, подчеркивает скрытую двойственность характера его персонажа и, во-вторых, в очередной раз доказывает умения режиссера как символиста.
Пол Дано и Майкл Фассбендер, которым отведены роли абсолютно отрицательных персонажей, являются комплементарными образами наивности, глупости и жестокости, царившей в те времена.
Но Дано скорее второстепенный персонаж, который несет роль своеобразного катализатора, предшествующего более грозному портрету собственника Эппса, исполненного Фассбендером.
Фассбендер, чей персонаж — тиранический рабовладелец, набожный педофил и неуравновешенный садист, не похож на трясущегося в агонии старика. Он — состоявшийся крепкий мужчина, не сомневающийся в правильности своего гнева и умеющий в нужный момент показаться грозным и величественным, а в другой — жалким и отвратительным. Его игра, достойно противопоставленная мучениям Эджиофора, исполнена тонких деталей, составляющих образ все более и более жестокого существа.
***
Композиционный баланс персонажей и равномерно распределенный для каждого актера хронометраж, обыгранное смещение колоссальных акцентов с каждого эпизода — заслуга, опять же, Маккуина.
Но, несмотря на весь внушительный объем работы и усилий, потраченных на кино, режиссер не оставляет пространства для дискуссий, для размышлений. “12 лет рабства” однобок — да, это один из самых эталонных нарративов последних лет и, вообще, безупречно подогнанное полотно — но фильм однобок.
Он ведает о том, что требует однозначной оценки, но не привносит никаких дополнительных элементов или сюжетных линий. Как человек, зарекомендовавший себя в качестве маститого философа, Маккуин мог, наверно, позволить эклектике разнообразить и дополнить картину, которая, невзирая на её бесспорные достоинства, может в определенный момент наскучить.