Крушение американского КС-135 Stratotanker 3 мая 2013 года произошло из-за технической неисправности самолета и нехватки у экипажа опыта действий в чрезвычайной ситуации. Сообщают американские СМИ со ссылкой на комиссию ВВС США, расследовавшую причины инцидента.

Оригинал опубликован на сайте информационного агентства Knews.kg. Автор материала Аскар Акталов является выпускником школы журналистики Kloop.kg (выпуск «Весна-2009»).

Итоги расследования накануне, 13 марта, на брифинге на одной из американских авиабаз в штате Иллинойс озвучил бригадный генерал ВВС США Стивен Арквитт, возглавлявший комиссию.

K-News приводит сокращенную хронологию инцидента и выдержки из отчета комиссии.

11 минут полета

КС-135 Stratotanker вылетел из Центра транзитных перевозок (ЦТП) «Манас» 3 мая 2013 года в 14.37 часов по бишкекскому времени. Борт направлялся в Афганистан для воздушной дозаправки с экипажем из трех человек: командир воздушного судна (КВС) капитан Марк Восс, второй пилот капитан Виктория Пинкни, оператор заправочного устройства сержант Герман Мэки.

Сразу после взлета самолет начал крениться направо и «сильно трястись», о чем командир воздушного судна капитан Марк Восс сообщил на базу. Вскоре КС-135 впал в так называемый «голландский шаг»: самолет начало раскачивать из стороны в сторону, причем нос воздушного судна поворачивался направо и налево, а крылья – вверх и вниз.

Чтобы прекратить тряску, пилоты пытались маневрировать, дважды включили автопилот, использовали педали руля направления (элемент управления в хвостовом оперении самолета). Однако эти меры только усилили раскачивание топливозаправщика, что привело к отделению от воздушного судна хвостовой части. Впоследствии она была обнаружена в 1,6 км от основного места крушения.

После отделения хвоста, топливозаправщик начал стремительно падать под углом в 82 градуса. На высоте 3 км отвалилась часть правого крыла, что вызвало возгорание и детонацию расположенного в нем топливного бака.

В 14.48 часов, спустя 11 минут после взлета, самолет упал на землю в горном районе между селами Чорголу и Чолок-Арык Панфиловского района Чуйской области в 80 км от Бишкека. Обломки топливозаправщика разбросало на территории в 10 км.

Прочитать хронику поиска обломков американского самолета

Выводы комиссии о причинах

Согласно отчету комиссии, разбившийся топливозаправщик имел изношенный руль направления, что и вызвало сваливание самолета в «голландский шаг». Принятые летчиками меры усугубили тряску, что зафиксировано бортовыми самописцами.

Раскачивание самолета привело к отделению хвостовой части, полной утере контроля пилотами, падению топливозаправщика, отваливанию части правого крыла.

Комиссия установила, что разбившийся КС-135 Stratotanker прибыл на ЦТП «Манас» менее чем за сутки до крушения. Причем летчики, пилотировавшие самолет при перелете в Кыргызстан, по прибытию сообщили о склонности самолета «крениться на правое крыло».

Однако письменного отчета об этом пилоты не предоставили, а предполетная проверка перед вылетом КС-135 в последний рейс прошла успешно.

Что касается погибшего экипажа КС-135, комиссия признала пилотов «квалифицированными, но недостаточно опытными», что повлияло на их действия во время экстренной ситуации.

В частности, капитан Марк Восс с общим налетом в 1200 часов стал командиром воздушного судна всего за 9 недель до инцидента и летал в этом ранге всего 9 часов. Второй пилот капитан Виктория Пинкни совершила всего 4 вылета за 15,5 месяцев до крушения.

По итогам расследования комиссия рекомендовала улучшить системы подготовки пилотов, схемы предполетной проверки самолетов. Кроме того, в компьютеры авиатренажеров внесены новые программы, моделирующие сваливание самолета «в голландский шаг», поскольку старые «громоздкие и нереалистичные» программы не годились для моделирования этой ситуации.

Экологический ущерб и вывод ЦТП «Манас»

После крушения американского самолета, местные жители потребовали возместить стоимость нанесенного экологического ущерба. Они аргументировали это тем, что топливо с разбившегося КС-135 могло попасть в протекавшие около места крушения речки.

Командир ЦТП «Манас» полковник Джон Миллард сообщил 6 марта 2014 года, что степень нанесенного ущерба изучается профильными структурами и специалистами. Выплатой компенсаций, если это потребуется, займется посольство США.

Тем временем все миссии ЦТП «Манас» завершены, на объекте полным ходом ведутся работы по сворачиванию. Авиабаза будет закрыта к 11 июля 2014 года.

На ЦТП «Манас» ранее дислоцировалось до 20 самолетов двух типов – топливозаправщиков КС-135 Stratotanker и военно-транспортных C-17 Globemaster. Воздушные суда использовались для дозаправки самолетов в небе Афганистана, переброски войск и грузов в Афганистан и в обратном направлении.

Все размещавшиеся в Центре топливозаправщики КС-135 Stratotanker уже передислоцированы на другие базы, как и большинство военно-транспортных самолетов КС-17 Globemaster.