Еще в 2010 году американский Центр транзитных перевозок «Манас» выделил 750 тысяч долларов на ремонт здания для муниципального женского кризисного центра в городе Шопоков. После ремонта здание отошло под частный бизнес и никогда не принимало пострадавших от насилия женщин.

Случайный посетитель небольшого городка Шопокова близ Бишкека сразу обратит внимание на большое двухэтажное здание, красующееся в паре кварталов от городской администрации.

Качественный ремонт, ярко-красная черепица и пластиковые окна заметно выделяют строение на фоне окружающих его старых неприметных домиков. Электронные замки на дверях, видеонаблюдение по всей территории и табличка на входной двери забора, гласящая «Посторонним вход воспрещен», сразу дают понять — журналистам тут не рады. За забором скрываются детская площадка, череда сараев и хозяйственные постройки.

20150220_120806-002

Раньше в этом здании располагалось терапевтическое отделение Сокулукской районной больницы. Сегодня же оно размещает частный детский сад за 4 тысячи сомов в месяц, вместо муниципального убежища, способного принять 55 женщин, подвергшихся насилию.

Именно для размещения женского кризисного центра в 2010 году Министерство обороны США выделило 748 000 долларов гуманитарной помощи на реконструкцию старого здания бывшей шопоковской больницы. Согласно договоренности, получить грант мог только находящийся в муниципальной собственности объект. Совершению сделки тогда способствовала руководитель Конгресса женщин Кыргызстана Замира Акбагышева.

Как же получилось, что муниципальный объект, в который вложены 750 тысяч долларов гуманитарной помощи, сегодня размещает частный бизнес?

Кому принадлежит здание?

Корреспонденты Kloop.kg запросили в Департаменте кадастра недвижимости Сокулукского района выписку из государственного реестра. Согласно полученной справке, здание числится за городской управой Шопокова — нынешней мэрией города.

Выписка из государственного реестра  прав на недвижимое имущество. Департамент кадастра недвижимости.
Выписка из государственного реестра прав на недвижимое имущество. Департамент кадастра недвижимости.

Строение передали в муниципальную собственность городской управы Шопокова по постановлению правительства от 14 августа 2003 года.

По документам мэрии, горуправа приняла здание на баланс 26 августа 2003 года. Через три дня V созыв Шопоковского городского кенеша передал строение вместе с прилежащей территорией в собственность Фонду общественного образования «Диалог» Замиры Акбагышевой.

Нажмите на изображение, чтобы посмотреть полный пакет документов о передаче здания фонду "Диалог".
Нажмите на изображение, чтобы посмотреть полный пакет документов о передаче здания фонду «Диалог».

ФОО «Диалог» написал в 2003 году тогда еще главе городской управы Шопокова Евгению Белокурову с просьбой предоставить здание бывшей больницы под бизнес-инкубатор, «миссия которого — способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создание дополнительных рабочих мест, привлечение инвестиций».

За здание и прилежащую территорию «Диалог» заплатил в июне 2005 года 20 600 сомов, около 500 долларов по обменному курсу на тот период. В правительственном постановлении от 2003 года объект оценивался в 444 608 сомов.

По словам специалиста Фонда по управлению государственным имуществом (ФУГИ), после передачи здания в собственность фонда “Диалог”, недвижимость не перерегистрировали на нового владельца здания, и именно поэтому в государственном реестре недвижимости строение все еще закреплено за горуправой Шопокова.

Завотделом по распоряжению имуществом ФУГИ Тимур Малбашев полагает, что во время приватизации возникли вопросы по документам, которые не позволили перерегистрировать здание на новых владельцев.

«Если у «Диалога» на руках имеются все документы для регистрации этого здания, то они могут этим воспользоваться», — сказал Малбашев корреспондентам Kloop.kg.

Отдали здание «под давлением»

Мэр Шопокова Сулейман Умаралиев, находящийся на своей должности с 2008 года, в разговоре с корреспондентами Kloop.kg заявил, что здание бывшей больницы является частной собственностью. Он очень удивился, обнаружив, что в реестре строение по-прежнему закреплено за горуправой Шопокова.

«Я видел копию документов, на основании которых они [фонд «Диалог»] забрали это здание в свою собственность, видел корешок квитанции, как они смешную сумму заплатили. Ну, я уже не буду осуждать тех, кто работал раньше, потому что знаю, что они под давлением все это делали», — сказал Умаралиев.

Мэр Шопокова Сулейман Умаралиев.
Мэр Шопокова Сулейман Умаралиев.

Сотрудница мэрии Шопокова, которая готовила документы о передаче здания фонду «Диалог», в разговоре с корреспондентами Kloop.kg подтвердила, что на городские власти оказывалось давление при принятии решения.

«У них [фонда «Диалог»] было решение [местного кенеша] о закреплении участка. […] К нам уже пришли с документами [о передаче здания], со словами: «Мы хотим эту землю». Мы тогда хотели им даже меньше территории дать, а они ответили: «Попробуйте хоть миллиметр урезать. Как есть, чтобы всё отдали». И все как было, так всё и отдали», — сказала она.

При этом, ни мэр, ни сотрудница городской администрации, не смогли прямо объяснить, каким образом и через кого оказывалось давление на мэрию Шопокова.

Сулейман Умаралиев еще больше удивился, когда узнал, что Центр транзитных перевозок выделял гуманитарную помощь только на ремонт государственных учреждений.

«Да, я видел этот ремонт и удивлялся ещё — как американцы выделили такой большой грант частному лицу? Я вот ходил, просил: «Дайте деньги. Поликлиника в ужасном состоянии. Школы в таком же состоянии» — нет, они же дали частному лицу 750 тысяч долларов! Да за 750 тысяч всё в этом городе можно перевернуть!» — восклицал Умаралиев.

«Обман» при сделке с ЦТП

Документы подтверждают, что здание находилось в частной собственности фонда Акбагышевой и не было государственным объектом, когда ЦТП «Манас» выделил 750 тысяч долларов на ремонт.

Официальный представитель ЦТП «Манас» майор Джон Элольф говорил в 2011 году в интервью изданию Eurasianet.org, что для оказания гуманитарной помощи выбирались учреждения в государственной собственности — это было главным критерием отбора.

Журналисты Kloop.kg написали письмо бывшему директору отдела по распоряжению гуманитарной помощью ЦТП «Манас» майору Максу Коберли с просьбой прокомментировать сделку, но на момент публикации материала не получили от него ответа.

ЦТП «Манас» в 2010 году оказал гуманитарную помощь Кыргызстану на сумму почти в 2,3 миллиона долларов США. Фото: пресс-служба ЦТП «Манас».

Бывший сотрудник Центра транзитных перевозок «Манас», который согласился дать интервью Kloop.kg на условиях анонимности, сказал, что его начальство полагало, что здание находится в государственной собственности — по его словам, Акбагышева предоставила ЦТП подтверждающие документы.

«Я знаю точно, что женщина [Замира Акбагышева], которая там заведует — она обманным путем сделала все, то есть предоставила какие-то старые документы», — сказал источник в интервью Kloop.kg.

По его словам, никто не подписывал письменных договоренностей с Акбагышевой, о том, что она станет владелицей здания. Согласно сделке, она должна была только возглавить кризисный центр в Шопокове.

Корреспонденты Kloop.kg связались с самой Замирой Акбагышевой и попросили ее о встрече, она ответила, что заинтересована в интервью и готова рассказать о здании. Однако на протяжении дальнейших двух недель Акбагышева избегала встречи с журналистами. В один из дней она назначила время и место интервью, но вдруг сразу же отказалась от него.

Частный детсад вместо кризисного центра

Глава бишкекского кризисного центра «Сезим» Бүбүсара Рыскулова сказала в интервью Kloop.kg, что её сотрудники пытались отправить в Шопоков несколько женщин, пострадавших в межэтнических столкновениях на юге Кыргызстана в июне 2010 года, но им отказали в помощи.

Сегодня в Кыргызстане нет ни одного государственного кризисного центра, а те десять, что существуют, принадлежат общественным организациям.

«Мы все полноценно не работаем, потому что у кого-то помещения нет, у кого-то средств нет. […] Очень мало кризисных центров», — говорит глава «Сезима».

Сама Рыскулова была на торжественном открытии отремонтированного здания в Шопокове в августе 2010 года.

«Очень хороший ремонт был сделан. […] Не сказать, что прям пятизвездочный отель, но я впервые такое видела у нас в Кыргызстане. […] А потом я проезжала [мимо центра], а там — детский садик», — вспоминает она.

Сегодня в предназначавшемся для кризисного центра здании работает детский сад.
Сегодня в предназначавшемся для кризисного центра здании работает детский сад.

Корреспонденты Kloop.kg приехали в Шопоков 20 февраля, чтобы увидеть здание своими глазами — совершенно случайно дверь им открыла одна из сотрудниц, выходившая в соседний магазин.

Заведующая детским садом Нуржан Рыскулова рассказала, что всего в здании располагаются около 60 детей из Шопокова, Сокулука и близлежащих деревень. Ежемесячная оплата обходится родителям в 4 тысячи сомов. Сама заведующая работает в учреждении с 2012 года. Рыскулова призналась, что приняла корреспондентов Kloop.kg за родителей, и не пустила бы журналистов на территорию детсада.

Спустя почти пять лет, перед входом в здание все еще висит табличка с напоминанием, что здание было отремонтировано на деньги ЦТП «Манас» для «народа Кыргызстана». Предполагалось, что после окончания ремонта местные власти будут нести ответственность за работу и содержание здания, однако, выясняется, что к государству оно больше не имеет никакого отношения.

Главное фото: сержант Натан Бивье, ВВС США.
Авторы: Улугбек Акишев и Анна Лелик.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Но там все же детсад. Да и 4000 сомов вполне приемлемая цена. Может быть такой исход и лучше, кто же знает может в государственных руках ей бы (зданием) распорядились куда менее эффективнее. Я конечно не оправдываю Акбагышеву, афера это преступление, и виновные должны быть наказаны. Но стоит задуматся, много ли в Шопокове детских садов? Какой там на них спрос? и как с этим справляется местная власть?
    Мнения Акбагышевой мы так и не получили. А вдруг она не такой уж и плохой человек…

    • Дастан, вы уж определитесь — «афера это преступление» и тут же «А вдруг она не такой уж и плохой человек…»

комментарии закрыты.