Международная правозащитная организация “Хьюман Райтс Вотч” (HRW) призвала парламент Кыргызстана отказаться от законопроекта, предусматривающего наказание за “формирование положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям”.
HRW считает, что предложенный депутатами Торобаем Зулпукаровым и Курманбеком Дыйканбаевым законопроект является “дискриминационным”.
По мнению правозащитной организации, он нарушает как права человека в целом, так и конституцию Кыргызстана в частности.
“Инициаторы этого ненавидящего гомосексуалов законопроекта должны немедленно отозвать его, и правящие и политические партии должны высказаться против такого закона, ясно давая понять, что этому не может быть места в Кыргызстане”, — сказано в обращении организации.
Законопроект предусматривает наказание за “формирование положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям”.
Отягчающим обстоятельством будет формирование “положительного отношения” у несовершеннолетних — за это, согласно законопроекту, предусмотрено наказание вплоть до одного года лишения свободы.
Притеснение ЛГБТ
По словам исследователя HRW Анны Кирей, законопроект может повлечь за собой притеснение лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) в Кыргызстане, которые итак страдают от регулярного насилия со стороны, в том числе, милиции.
“Очень странно знать, что депутаты хотят сделать подобное в Кыргызстане, когда в России он привел к высокому уровню насилия и гомофобии. Там есть группы, которые считают, что когда гей или лесбиянка заявляют о себе — это уже является пропагандой. В РФ [законопроект] — это зеленый свет для всех, кто хотел бы более активно дискриминировать ЛГБТ”, — считает она.
По мнению Кирей, в принятии антигейских законов многие республики бывшего СССР следуют за Россией, которая, пытаясь восстановить идеологическое влияние как в регионе, так и во всем мире, еще в 2012 году пролоббировала принятие в ООН резолюции “о традиционных ценностях”.
“Подобные законопроекты были в Армении и Украине. Такая тенденция наблюдается сейчас по всему региону. Однако, если региональные аналоги направлены на “защиту” детей от “пропаганды нетрадиционных связей”, то кыргызский законопроект выступает намного белее ограничивающим, намного более вопиющим”, — говорит Кирей.
“Защита детей”
Тем временем, один из инициаторов законопроекта, депутат Курманбек Дыйканбаев, обещает доказать правозащитникам, что закон не противоречит ни конституции Кыргызстана, ни международным конвенциям по правам человека, а направлен исключительно на защиту детей в информационном пространстве.
“Здесь речь идет только о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Сегодня, когда родители уходят на работу, дети остаются сами по себе, и при этом у них есть доступ к интернету, телевизору и другим информационым источникам […] Сознание детей неокрепшее и они могут поддаться этой рекламе”, — сказал он в интервью Kloop.kg.
Дыйканбаев утверждает, что кыргызский законопроект не является аналогом российского и никакой связи с ним не имеет.
“В Европе и Великобритании есть такие законы. А в прошлом году я был в Америке, в штате Юта — там тоже есть такой запрет пропаганды. При этом мировое сообщество не выдвигает никаких претензий и никто не говорит о том, что в Америке нет демократии”, — заявил депутат.
Размножение потомства
Законопроект был выдвинут 26 марта депутатами Зулпукаровым и Дыйканбаевым через две недели после митинга против “гей-пропаганды” у стен парламента.
Хотя Дыйканбаев утверждает, что он касается только детей, текст законопроекта подразумевает наказание за любое “формирование положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям”, хотя ни в каком другом законе Кыргызстана не указано, какие отношения являются традиционными, а какие — нет.
В интервью Kloop.kg Дыйканбаев ранее заявил, что традиционными отношениями он считает то, “чем мужчина и женщина после бракосочетания занимаются для размножения своего потомства”.
Если законопроект будет принят, он станет первым в Кыргызстане, который будет предусматривать наказание за призывы к тому, что не является преступным — гомосексуальность была декриминализована в стране во второй половине 90-х.