Власти штата Массачусетс обвиняют 23-летнего Хайрулложона Матанова в даче ложных показаний и препятствовании расследованию взрывов на Бостонском марафоне в апреле 2013 года.
Окружная прокуратура Массачусетса сообщила в официальном заявлении, что кыргызстанец Хайрулложон Матанов обвиняется в одном эпизоде с «уничтожением, подменой и фальсификацией улик, документов и материальных объектов», в частности, информации на своем компьютере, а также в трех эпизодах дачи заведомо ложных показаний.
«Предположительно, Матанов предпринял ряд действий, чтобы запутать расследование ФБР [Федеральное бюро расследований] в том, что касается его дружбы, контактов и связи с подозреваемыми террористами [Джохаром и Тамерланом Царнаевыми], а также факта, что он разделял с обвиняемыми схожие взгляды и оправдывал насилие», — говорится в заявлении.
Сторона обвинения считает, что помимо удаления информации с компьютера, Матанов сделал несколько ложных заявлений в разговоре с федеральными следователями.
В обвинительном заключении нет речи о том, что Матанов участвовал во взрывах или заранее знал о них.
Максимальный срок, который Хайрулложон Матанов может получить за уничтожение доказательств — 20 лет тюрьмы. Ему также грозит еще восемь лет лишения свободы за каждое ложное заявление. Все четыре эпизода, по которым обвиняется Матанов, предполагают также три года нахождения на свободе под надзором полиции и штраф в 250 тысяч долларов США.
Несмотря на ряд обвинений, выдвигаемых в адрес Матанова, прокуратура округа Массачусетс заявляет, что все они являются предположениями, а подозреваемый считается невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина в суде.
«Дружба» с Царнаевыми
В обвинительном заключении говорится, что Хайрулложон Матанов, гражданин Кыргызстана, легально приехал в США в 2010 году и с тех пор проживает в городе Квинси, штат Массачусетс и работает водителем такси. В нем также утверждается, что Матанов был знаком с братьями Царнаевыми еще до взрывов и находился в дружеских отношениях с ними.
По данным обвинения, вечером в день взрывов Матанов ужинал с Царнаевыми в ресторане, а также неоднократно связывался с ними по телефону в последующие дни, когда фотографии подозреваемых были опубликованы ФБР.
«В первые дни после атак Матанов выражал свое одобрение произошедших взрывов, однако позже на той же неделе, он сказал, что, возможно, взрывы были ошибкой», — говорится в пункте 17 обвинительного заключения.
Власти США признают, что Матанов сам приехал в полицейский участок, чтобы рассказать о том, что знал Царнаевых, однако он «солгал, насколько хорошо он их знал».
«Несмотря на то, что Матанов упомянул в разговоре, что он и Тамерлан Царнаев не видели друг друга уже давно, он продолжал опровергать, утаивать и скрывать данные о степени его дружбы, общения и связи с братьями Царнаевыми на протяжении той недели, когда произошли взрывы, и особенно спустя несколько часов после взрывов», — заявляет обвинение.
Британская вещательная служба сообщает, что в прошлом году полиция обвинила еще троих друзей Джохара Царнаева в «воспрепятствовании осуществления правосудия» в расследовании бостонского теракта.
Предполагается, что Азамат Тажаяков и Диас Кадырбаев — оба граждане Казахстана — выбросили ноутбук и рюкзак Джохара Царнаева.
Третий, Робель Филлипос, обвиняется в лжесвидетельствовании. Однако никому из них троих не предъявляется обвинение в организации атак.
Взрывы на Бостонском марафоне
Два взрыва с промежутком в несколько секунд произошли на ежегодном Бостонском марафоне 15 апреля прошлого года примерно в три часа дня по местному времени, через два часа после того, как финишировали победители, но до того, как все бегуны добрались до финишной черты.
Всего в результате взрывов погибли трое человек, и более 250 были ранены.
Американская полиция тогда назвала подозреваемыми в организации теракта выходцев с Северного Кавказа Джохара и Тамерлана Царнаевых, сославшись на записи видеонаблюдения с места взрывов.
Операция по задержанию Джохара Царнаева велась в течение нескольких часов, с вечера 18 апреля, когда поступила информация о выстрелах в кампусе Массачусетского технологического института в пригороде Бостона. В перестрелке полицейский из службы безопасности университета был тяжело ранен, и позже скончался в больнице.
При попытке задержания тем же вечером, старший из братьев Тамерлан Царнаев, в ходе завязавшейся перестрелки, был убит. Позже полицией был задержан и арестован младший брат Джохар.
Царнаев не признал себя виновным. Он обвиняется в применении оружия массового поражения, четырех убийствах и применении огнестрельного оружия. По совокупности обвинений, ему грозит смертная казнь, если его признают виновным. Суд по делу Царнаева назначен на ноябрь 2014 года.