Китай выразил готовность вложить инвестиции в кыргызстанский аэропорт «Манас». Соответствующий меморандум подписан на прошлой неделе между руководством аэропорта и китайскими компаниями.
Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор: Элеонора Бейшенбек кызы.
Фирмы из Поднебесной планируют построить в «Манасе» большой торговый центр, в Оше возвести новый аэропорт, а «Баткен» и «Тамчы» — реконструировать.
Китайские компании обещают вложить в аэропорт «Манас» 1 миллиард долларов инвестиций. Вице-президент ОАО «Международный аэропорт «Манас» Илим Карыпбеков рассказал о готовности сотрудничать с разными зарубежными компаниями:
— Мы не говорим, что будем работать только с Россией, Турцией или Китаем. Мы далеки от заявлений, что отдадим аэропорт одной компании и будем работать только с ней. Проводим работу, которая принесет пользу и нам, и инвестору. «Манас» — крупный аэропорт. В него входят 11 небольших аэропортов и несколько аэродромов. Мы стараемся привлечь инвесторов в каждый из них. Поэтому будем стараться работать с несколькими инвесторами.
Карыпбеков отметил, что подписанные меморандумы – это начало создания международного хаба в аэропорту «Манас»:
— Хаб – это транзитный центр для пассажиров и грузов. Мы предполагаем построить такой центральноазиатский центр. Для этого нужно обеспечить хаб хорошими условиями, дешевым ГСМ, высоким уровнем обслуживания, качественной взлетной полосой, терминалами, товарами и торговыми центрами.
Напомним, ранее меморандум о намерениях подписывался с Россией. В документе предусматривалась передача компании «Роснефть» 51% акций аэропорта «Манас», что стало поводом для жарких дискуссий в обществе.
Депутат, член парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Нарынбек Молдобаев отмечает, что условия инвестиций должны изучаться очень тщательно:
— Среди аэропортов в Центральной Азии наш «Манас» и по объему, и по условиям стоит на высоком уровне. Я против передачи уже готового объекта россиянам или китайцам под предлогом того, что мы будем получать от этого прибыль. Наш комитет тоже должен обсуждать условия, предлагаемые инвестором.
В обществе немало и тех, кто критически воспринимает инициативы правительства, касающиеся аэропорта «Манас». Например, эксперт Кайрат Итибаев считает, что не использована возможность привлечения инвесторов путем открытого конкурса:
— Во-первых, мы должны были объявить международный конкурс для инвесторов. Во-вторых, должно быть выставлено требование, что в нем могут принимать участие только профильные компании. Инвесторы в письменном виде должны представить свои намерения о сумме вложений и о том, что они планируют сделать.
В третьем круге конкурса победители должны представить детальный бизнес-план, где должны быть подробно расписаны их планы, сроки реализации проекта, окупаемости вложенного капитала. Например, я не слышал, чтобы руководство нашего аэропорта сотрудничало с крупной турецкой компанией по управлению аэропортами.
У Сингапура и Южной Кореи есть большой опыт. Можно было бы привлечь их и получить советы по поводу того, какие есть возможности у Кыргызстана по созданию авиахаба. Нам было бы легче создать такие бизнес-планы и после этого искать инвесторов.
Не более месяца назад из аэропорта «Манас» был выведен Центр транзитных перевозок. Правительство заявило, что будет привлекать инвесторов и создавать на базе аэропорта международный хаб, чтобы восполнить потери в доходах после вывода ЦТП.