Фильм о Курманжан датке: политик и режиссер спорят о бюджете картины

Бывший дипломат Адиль Турдукулов обрушился с критикой на создателей фильма о Курманжан датке из-за больших затрат из бюджета страны. Режиссер картины назвал высказывания политика «неосмотрительными».

Турдукулов раскритиковал создателей фильма об Алайской царице за слишком высокий, по его мнению, бюджет картины и назвал её режиссера Садыка Шер-Нияза «аферистом» и «лоббистом».

Он считает, что патриотичное кино не должно так дорого обходиться государству и при этом не приносить прибыли — на производство картины из бюджета страны было выделено 70 миллионов сомов (почти 1,5 миллиона долларов).

Турдукулов назвал создателей картины «бесстыжими» из-за заявления съемочной группы о надеждах выручить хотя бы 10 миллионов сомов, что составляет менее 15 процентов от бюджета самой картины.

«Под видом «поднятия патриотизма» сумели выудить из бюджета колоссальные деньги и уже сейчас поднимают верх лапки, в том смысле, что «не вернем мы ваши деньги, забудьте про них». Аферисты вы, а не патриоты», — написал бывший дипломат на своей странице в «Фэйсбук».

По его словам, другие громкие кыргызстанские фильмы последних лет — «Салам, Нью-Йорк» и «Бишкек, я люблю тебя!», снятые на частные деньги и окупившие себя в прокате — пример того, что кыргызское кино способно быть коммерческим и патриотичным одновременно.

«Весь этот проект большая афера с участием самого режиссера и лоббиста Шер-Нияза, а также тех, кто давал разрешения на выделение денег из бюджета, включая президента. Все эти расходы должна проверить Счетная палата и, если нужно, Генеральная прокуратура», — считает Турдукулов.

«Искусство может и не окупаться»

Режиссер картины Садык Шер-Нияз в ответ назвал высказывания Турдукулова «неосмотрительными» для молодого политика — по его мнению, о кино нельзя судить по окупаемости.

«Очень печально, что будущие политики, которые будут вести нашу страну, судят об искусстве по окупаемости. В такой ситуации я волнуюсь за будущее страны. Такая риторика опасна для общества», — сказал режиссер в интервью Kloop.kg.

По его словам, нельзя говорить о том, что искусство должно окупаться — производством картины и ее прокатом занимаются разные люди.

«Я режиссер, я не кинопрокатчик. Моя обязанность — делать картину. За эти мизерные деньги съемочная группа три года трудилась и создала картину, которая уже получает мировое признание. И мы хотим представить ее кыргызскому народу. Я думаю, кыргызский народ даст свою оценку», — говорит он.

Скриншот 17.07.2014 161109

Шер-Нияз не считает бюджет картины о Курманжан датке завышенным. Наоборот, по его словам, созданием исторической драмы за 1 млн 400 тысяч долларов «не каждая съемочная группа может похвастаться».

«А насчет лоббиста я могу уверено сказать, что многим известным режиссерам продюсеры предлагали этот фильм, но они отказались — понимали, что за эти деньги будет трудно снять историческую драму. Вы же знаете, за какие деньги снимают в соседнем Казахстане или в России», — добавил он.

«Курманжан датка» — первый полнометражный фильм в Кыргызстане, снятый по заказу государства. Съемки начались в 2012 году и были закончены в мае 2014 года. Сначала премьера фильма была намечена на весну 2014 года, но затем перенесена на 31 августа.

Слева направо: французский востоковед Поль Пелльо, Курманжан датка, её внук и Маннергейм в юрте "Алайской царицы"
Слева направо: французский востоковед Поль Пелльо, Курманжан датка, её внук и Маннергейм в юрте “Алайской царицы”

Действие картины охватывает почти 100 лет — от детства Алайской царицы до её 96-летия — её роль исполняют четыре актрисы. Съемки проходили по всему Кыргызстану — в Ошской, Таласской, Иссык-Кульской областях и в Бишкеке.

По теме: Как будущий финский президент фотографировал Курманжан датку

В конце августа 2014 года картина «Курманжан датка» первой из Центральной Азии будет показана на Монреальском международном кинофестивале — ее отобрали для секции «Фокус на мировое кино».