“Роснефть”: Казахстан должен пропустить вагоны с топливом в Кыргызстан

Правительство Казахстана нарушает законодательство Таможенного союза, задерживая крупную партию из около 900 вагонов с топливом на границе с Кыргызстаном, считает глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Задержанные на территории Казахстана вагоны с горюче-смазочными материалами (ГСМ) должны быть сняты с ареста, считает крупнейшая российская госкорпорация «Роснефть», который принадлежит это топливо.

Вагоны были задержаны весной этого года властями Казахстана на границе с Кыргызстаном — официальная Астана подозревает, что топливо перевозилось с нарушением норм Таможенного союза или вывозилось контрабандой из Казахстана.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин обратился с письмом в правительство Казахстана, попросив снять арест с вагонов топлива — по его мнению, заявления о нарушении норм Таможенного союза неправомерны.

«Необходимо учитывать, что достоверность и полнота сведений, заявленных в таможенных декларациях, проверена российскими таможенными органами, осуществившими выпуск товаров в полном соответствии с требованиями таможенного законодательства», — пишет он в своём обращении к премьер-министру Казахстана Кариму Масимову.

Сечин пишет, что своими действиями казахские таможенные органы препятствует российским компаниям торговать со странами, в которые товары импортируются через территорию Казахстана.

«Таможенный пост «Кулан» ДТК по Жамбылской области, своими действиями фактически препятствуют российским компаниями свободно торговать со странами, географически расположенными так, что поставки товаров в эти страны возможно произвести только через территорию Республики Казахстан, что в целом противоречит принципам Таможенного союза и ущемляет права и законные интересы компаний-резидентов РФ», — пишет глава «Роснефти».

Власти Казахстана пока никак не отреагировали на заявление Сечина.

Рост цен на топливо в Кыргызстане

Арест вагонов ГСМ на территории Казахстана вызвал реакцию со стороны властей Кыргызстана и кыргызских нефтетрейдеров и перевозчиков — последние заявили, что задержание топлива привело к повышению цен на бензин.

«Данный фактор влияния на рост цен ГСМ в Кыргызстане, конечно, был. Потому что многие миллионы долларов США были вложены в данный товар, а он застрял, из-за чего, данные денежные средства были выведены из оборота», — заявил 30 июля глава Наблюдательного совета объединения перевозчиков нефтепродуктов Эдиль Саркобенов.

Но правительство Кыргызстана не связывает рост цен на бензин в стране с арестом около 900 вагон ГСМ на территории Казахстана. Глава правительства Джоомарт Оторбаев пообещал, что рост цен связан с внешними факторами, а не внутренними.

«Это не причина роста цен на ГСМ в Кыргызстане, «Газпромнефтьазия» и другие нефтетрейдеры хорошо работают с импортом ГСМ. […] В частности, это связано с тем, что на российском заводе произошел пожар и предприятие выведено из строя до конца года. Даже на территории России цены поднимаются. Вместе с тем, поставка со стороны нефтетрейдеров идет, ситуация будет нормализована. Паники не будет», — заявил 23 июля Оторбаев.

Последствия роста цен на топливо первым ощутил на себе Бишкек, оставшись 28 июля без самого популярного общественного транспорта — маршруток, чьи водители вышли на забастовку.

Городские перевозчики называли несколько причин своего недовольства, в числе которых подорожание топлива.