Работающие на пляжах Иссык-Куля дети построили сложную систему взаимоотношений, которая похожа на иерархию взрослых преступных группировок. Как это скажется на их собственном будущем?
Саша (имя изменено) встает каждый день в 7 утра и ложится поздно вечером. Ему 16, и летом он развозит лепешки по торговым точкам возле пляжей села Бостери и города Чолпон-Ата.
«Я уже третий год приезжаю сюда летом из Кемина, чтобы поработать. Меня все знают и уважают, поэтому мне, и в этот раз было не сложно найти место. Меня приняли, потому что я знаю кыргызский язык, мне говорят – это мой плюс», — делится Саша.
Везет не всем
12-летний мальчик, сдающий в аренду пляжные зонтики, объясняет, что далеко не каждый подросток может приехать и работать в туристической зоне, как это делает Саша.
«Работать на пляже, может не каждый, а только местные. Нам нечего бояться, за нас отвечают старшие. Свои проблемы мы решаем самостоятельно. Видишь зонтики? Вот ими мы и деремся, если кто-то зайдет на нашу территорию», — рассказывает подросток, для которого подобные разборки — в порядке вещей.
«Пляж поделен на точки, и, если зайдешь на чужую, можешь серьезно поплатиться. Перед началом сезона всех нас собирает «смотрящий» и говорит что можно, а что нельзя», — продолжает он.
Саша признаётся, что у него порой возникают проблемы.
«Некоторые меня не любят, потому что я хорошо работаю и зарабатываю больше чем остальные. Мне вчера сказали, чтобы я не заезжал на чужую территорию, иначе за это получу. Ну ничего, еще посмотрим».
Авторитеты
Иссык-Кульская область печально известна своими преступными группировками, которые в туристической отрасли имеют порой более серьёзный вес, чем правоохранительные органы.
В то время, как миром взрослых правят «смотрящие», среди детей, как оказалось, есть свой маленький прототип — неудивительно, учитывая, что они регулярно становятся свидетелями сцен насилия, включая и убийства.
За нарушение правил работающему подростку могут сломать руку. С возрастом наказания становятся суровее.
«Дети дерутся между собой сами, у них свой смотрящий, у взрослых свой. Старшие не вмешиваются в дела младшего поколения, дети решают все сами. Но… (хмурится) ведь с этого все начинается», — переживает один из местных рабочих.
Не детские правила
Правила детского мира запрещают воровство и любые другие действия, которые могут привлечь ненужное внимание.
Часто конфликты решаются за углом и без свидетелей, но во время летнего сезона они возникают редко.
Разбор полетов происходит уже после завершения сезона, чтобы не отпугивать отдыхающих — и в этом процессе взрослые и дети участвуют совместно.
Во время своеобразного подведения итогов прошедшего лета, определяются границы сфер влияния в сезоне следующего года.
Каждый желает заработать побольше, поэтому на этом этапе возникают конфликты, доходящие порой до кровопролития.
Работающих на пляжах детей это не смущает — их главными кумирами являются именно криминальные авторитеты, среди которых особое место занимает застреленный в 2006 году уроженец Иссык-Куля Рыспек Акматбаев.
«Черная жизнь красивая, но короткая, — выдаёт подросток-бизнесмен Адыл (имя изменено) перед тем, как предложить очередным туристам прохладное место под зонтиком. — Рыспек был действительно благородным», — искренне верит он.
Адыл отлично разбирается в тонкостях понятий криминального мира, но, как выясняется, плохо знаком с таблицей умножения.
«Что тут плохого, что я работаю на пляже? Мои родители знают, чем я занимаюсь. Я коплю себе на машину и успеваю помогать дома с продуктами, хотя в этом мы и не нуждаемся. Родители мной гордятся», — говорит он.
Однако далеко не у всех работающих детей есть полноценные семьи.
Мама Саши умерла, когда он был совсем маленьким. Отец после рождения сына уехал в Россию и на протяжении 15 лет не интересовался жизнью Саши.
Лишь в прошлом году он нашел его в «Одноклассниках» и теперь хочет вернуть сына.
Отсутствие родителей стало дополнительной проблемой для Саши, когда он впервые приехал на заработки в Чолпон-Ату — один, в совершенно незнакомый город, где некому было за него заступиться.
Тем не менее, даже сегодня, освоившись, Саша держится обособленно.
«Дети стараются объединяться в группы, но я всегда сам по себе, мне так больше нравится».
Милиция ничего не решает
Тем временем, правоохранительные органы закрывают глаза на ситуацию, утверждая, что нет никакого криминала, все организованные группировки уничтожены и любые действия преступников контролируются.
«Менты ничего не решают. На драки они смотрят спокойно и проходят мимо», — рассказывает ещё один юный обитатель иссык-кульских пляжей.
Поколение, не заставшее лихие 90-е, ежедневно живёт по правилам того непростого времени.
Туристы отдыхают, криминал их обслуживает, смена подрастает…
Автор фотографий: Роман Буряк
Роман Буряк, Жамиля Жакыпбекова и Шырын Абайханова — участники семинара «Молодежь 21 века. Дебаты и производство медиа продукции». Организатор: Международная Образовательная Ассоциация Дебатов в Центральной Азии при поддержке Молодежной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан».