«Кино состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить»,
©Альфред Хичкок.

Вот уже несколько лет кинотеатры Чолпон-Аты — крупнейшего курортного города Кыргызстана — даже в разгар пляжного сезона не могут заполнить свои залы.

Первая серия

Вход в кинотеатр «Чолпон». На часах — 18:10. Двадцать минут до сеанса.

Валентина работает в кинотеатре механиком. Каждый вечер, как, впрочем, и сегодня, она стоит у дверей одного из немногих действующих кинотеатров в Иссык-Кульской области и ждёт зрителей.

Вдали проходят две женщины, одна из них кричит нам.

— А на каком языке будет фильм? На русском или на кыргызском?
— На русском.

Женщины проходят мимо. Казалось, вопрос они задали просто так, мол, а вдруг тут не кино, а талоны на бесплатный массаж раздают.

На часах — 18:20, посетителей всё нет.

В этот день никто не пришёл на сеанс.
В этот день никто не пришёл на сеанс.

Валентина работает киномехаником уже 24 года — с того момента, как вышла замуж. Тогда, в начале 90-х годов, её муж Сергей уже занимался кино. Сегодня в кинотеатре они работают только летом, когда приезжают туристы. В остальное время сеансов нет: зимой холодно, да и жители заняты другими проблемами.

Подходит мужчина в ковбойской шляпе и начинает разговаривать с Валентиной:

— Какой у вас зал? Большой? А звук какой?
— Обыкновенный старый зал… и звука особенного нет.
— Ааа, нет. А чего вы так? Почему не поменяете? Могли бы обновить! М?
— Пока не можем.

Ковбой уходит. На часах, тем временем, 18:30 — время начала сеанса.

В этот день никто не пришёл на сеанс, и мы — единственные зрители. Валентина садится в центре зала у проектора и ставит фильм. Сюжет на экране незатейлив. Киномеханик, чуть сутулясь, смотрит на экран.

Вторая серия

Зал кинотеатра «Чолпон». Приглушённый свет. Типичный для старых помещений запах. Экран украшен цветными воздушными шарами, что спорит с общим классическим видом зала. Ряды сидений идут вверх. Старые деревянные лестницы, ступая по которым слышен скрип дерева. Экран в заплатках. Облокотившись на сцену с нами говорит Кубанычбек Бектемиров, директор кинотеатра.

Уже 46 лет Кубанычбек работает в системе кино. За это время он видел все взлёты и падения кинематографа Кыргызстана.
Уже 46 лет Кубанычбек работает в системе кино. За это время он видел все взлёты и падения кинематографа Кыргызстана.

Бектемиров: «Когда я учился в 7-м классе, я работал помощником киномеханика – мотал плёнку. Мы ездили по всей области, показывали фильмы. Какая радость у людей была: «Вот, приехало кино!» (смеётся и машет руками, изображая реакцию людей). Потом я учился на киномеханика в Москве, в Ленинграде. Приехал в Кыргызстан и стал самым молодым директором кинотеатра».

В системе кино Бектемиров работает уже 46 лет. За это время он видел взлёты и падения бизнеса кинотеатров на территории Кыргызстана. До 90-х годов залы были полные, в каждом селе был свой кинотеатр, приезжали артисты из Москвы. Зрители видели новую яркую жизнь с больших бобин. С развалом СССР кинотеатры стали исчезать.

Бектемиров: «Я с трудом удержал этот кинотеатр. Не дал частным компаниям приватизировать. В то время из некоторых кинотеатров сделали частные пансионаты. Разломали всё полностью, комнаты сделали».

Сегодня в Иссык-Кульской области работающие кинотеатры есть только в крупнейших городах — Чолпон-Ате, Балыкчы и Караколе.

Самые крупные из них — «Чолпон» и кинозал санатория «Голубой Иссык-Куль» — оба находятся в Чолпон-Ате и вмещают более 500 человек каждый.

Но за последние 20 лет иссык-кульцы едва ли вспомнят дни, когда эти залы были бы заполнены.

Алюминиевый чайник, кинопроекционное оборудование, пустой стол, пыльные бобины...  Запустение.
Алюминиевый чайник, кинопроекционное оборудование, пустой стол, пыльные бобины…
Запустение.

Бектемиров: «В основном зрители — россияне и из Казахстана. Любят новинки смотреть, комедии и семейное кино. В среднем на сеанс приходит человек 15».

Экран кинотеатра «Чолпон» — весь в заплатках. Бобины с киноплёнкой по-прежнему сохранились, и проекторы под них остаются в рабочем состоянии, но старые фильмы не пользуются большим спросом у аудитории.

Рисунок3

Третья серия

Пансионат «Чолпон-Ата». Время здесь остановилось лет 30 назад. Узкие дорожки с неровным асфальтом, по обе стороны которых чахнут деревья. Маленькие деревянные коттеджи.

Столовая со стеклянной стеной. Площадка перед столовой – танцпол. Бабушки с дедушками задорно отплясывают под хиты прошлых лет. Совсем рядом — кинотеатр под открытым небом. Голубые деревянные двери, скамейки. Люди заходят с одеялами на плечах.

Георгий: «В кино ходить нужно. Обязательно. Это ведь прежде всего общение. Я был в Европе и в Америке. Там есть культура походов в кино. Очень развиты сами кинотеатры. К примеру, в одном кинотеатре может быть 22 зала. И, конечно же, какое удовольствие смотреть кино в хорошем качестве, на большом экране, со всеми эффектами!»

Несмотря на меньшую вместимость, кинотеатр под открытым небом пользуется в Чолпон-Ате куда большей популярностью.

На наших глазах на киносеанс пришло 38 человек. Среди них: семьи, пожилые люди и молодые ребята. Этим вечером их объединяет кино.

Кинотеатр под открытым небом пользуется в Чолпон-Ате куда большей популярностью.
Кинотеатр под открытым небом пользуется в Чолпон-Ате куда большей популярностью.

Совсем другая история в кинотеатре «Чолпон». Тёмный пустой зал. Фильм проецируется на полотно с компьютера. На экране: эффектная блондинка перебегает огромную дорогу с машинами. Качество фильма — не самое хорошее. Уже два года «Чолпон» не может покупать лицензионное кино, поэтому приходится скачивать фильмы в Интернете, чтобы хоть как-то привлечь зрителя.

Стальной замок на двери кинотеатра лучше всего демонстрирует бедственное положение кинотеатров в Иссык- Кульской области.
Стальной замок на двери кинотеатра лучше всего демонстрирует бедственное положение кинотеатров в Иссык- Кульской области.

Журналист: «Почему вы остались в кино?»

Бектемиров: «Я – фанатик. Кино люблю. С детства. Без фильма не могу жить».

Авторы: Виталий Галемеев, Александра Каримова, Мирхия Мамазов — участники семинара «Молодежь 21 века. Дебаты и производство медиа продукции». Организатор: Международная Образовательная Ассоциация Дебатов в Центральной Азии при поддержке Молодежной программы Фонда «Сорос-Кыргызстан».