Популярный блоггер Жоомарт Ормонбеков утверждает, что фильм «Курманжан Датка» позволяет зрителю самому делать выводы о роли «алайской царицы» в истории.
Оригинал отзыва Жоомарта Ормонбекова опубликован в его блоге.
Всем чего-то не хватило. Голливудской эпичности. Питерджексоновских массовок. Индийских слез. Исторической точности. Кто-то несправедливо сравнивал с европейскими грандами, всякими бертолуччи-фонтриерами. Кто-то тщетно ожидал, что фильм заполнит идеологическую дыру. В общем все недовольны.
Я ходил смотреть «Курманжан Датку» два раза — в первый раз на премьеру, затаив дыхание вместе со всем залом, глотая немые слезы, во второй раз — с семьей, на обычный сеанс, больше злился на шумных девушек по соседству, которые хихикали не к месту и никак не могли угомониться, шурша пластиковыми пакетами.
Обзор Азамата Омуралиева на фильм «Курманжан Датка»
В первый просмотр мои глаза жадно вылавливали детали, радовались живописным краскам, людям-лошадям, длинным косам женщин и выразительным чертам мужских лиц. Уши радостно восторгались богатству языка и трепетали при звуках темир комуза.
Во второй поход я заметил полуулыбки, несказанные слова и даже, наверное боль, спрятанную за обилием костюмов, каскадерскими трюками и фантастическими глазами главной героини.
Наверное неискушенному зрителю было бы легче, если бы авторы разжевали всю историю Курманжан, разложили все полочкам и поставили все точки над i. Мы бы вышли из кинозала с новым пониманием, новыми стереотипами и верой в правду, показанной в фильме. Было бы проще, если бы линия жертвенности сыном во имя мира была более ярко прописана. Ведь одной скупой слезы на ее морщинистом лице явно не хватило, чтобы по-настоящему задеть наши сердца. Было бы наверное яснее, если бы была представлена однозначная интерпретация роли Датки в Кокандском ханстве, чтобы тешить нашу гордость. Было бы наверное приятнее смотреть, опять же из гордыни, на более активную, настойчивую и высказывающуюся Курманжан, чем на старушку, которая была бессильна перед царской армией.
Была бы пропаганда, если бы фильм говорил нам, что думать.
Но, что важнее: авторы позволили нам самим решать, что думать и какие уроки извлекать. Для моей девятилетней дочери было полезно видеть, что не наступит конец света, если противостоять выбору родителей. Моя мама, хоть и заметила некоторые неточности, была поражена размаху картины. Моя лучшая половина, уроженка соседнего государства, была удивлена красоте и богатству языка. После фильма мы все ринулись гуглить, искать в Википедии, уточнять какие-то факты, узнать больше про те загадочные буквы, вышитые на куске ткани… Картина пробудила в нас интерес. Не это ли главное?
Это всегда вопрос выбора. Режиссер и его команда выбрали как представить эту историю и нам необходимо уважать их творческий выбор. Да, фильм снят на государственные деньги, но еще никто не отменял свободу творчества. Мне кажется, это было осознаное, выстраданное и сложное решение представить все так, как это сделано в фильме. Используя полутона, сильные метафоры, скромный нарратив и мощный аудиовизуальный ряд. В конце концов, это не идеологический заказ, а история необыкновенной женщины.
По теме: Политик и режиссер «Курманжан Датки» спорят о бюджете картины
Не знаю как вам, а мне было гордо смотреть на титры и не видеть там благодарности президенту, а обычным людям нашей страны.