Интернет недели: логотип ЧМ-2018 и журналистика в военный период

Прошлая неделя отметилась новостями, собравшими огромное количество откликов от пользователей в Сети: знаменитости реагировали на признание гендиректора Apple Тима Кука в своей гомосексуальности, а россияне критиковали и анализировали смену времени на «вечное зимнее». Но о новостях поважнее или интереснее — в материале.

Логотип Чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году в России

1-Скриншот 03.11.2014 193108

Логотип следующего мундиаля был представлен в выпуске передачи «Вечерний Ургант» напрямую с МКС. По этому поводу Meduza вспомнила все логотипы футбольных чемпионатов мира с 1930 года.

Однако сам логотип вызвал бурную реакцию общественности. Пользователи сети «Твиттер» мгновенно стали оставлять свои комментарии к работе португальских дизайнеров, сравнивая логотип с противогазом, уткой и картиной Эдварда Мунка «Крик» — TJournal эти комментарии собрал на своем сайте.

Путин и безальтернативность в колонке Евгения Чичваркина на “Forbes. Россия”

1-Скриншот 03.11.2014 193142

Авторские колонки и мнения на самых разных сайтах рунета о том, что вместо Путина занимать пост главы государства некому, всплывают с подозрительной частотой. Схожую мысль выражал даже главный оппозиционер России Алексей Навальный, правда, говоря не о безальтернативности, а о слишком тесной привязанности росссийской действительности к одной фигуре.

Основатель «Евросети» Евгений Чичваркин для российского отделения Forbes написал материал, в котором находит причину столь популярного мнения «А кто, если не Путин?», сравнивая нынешнего президента со Сталиным и приводя в пример российских менеджеров.

Я утверждаю, что любой владелец или топ-менеджер крупной компании с сетевой структурой, охватывающей большую часть страны, в состоянии справиться со всеми проблемами лучше, чем Путин. А таких сотни, и каждый из них на своей шкуре знает и чувствует все нагромождения идиотских законов, барьеров, поборов, ограничений, налогов, взяток, коррупционных сговоров и прочего, что как гири на ногах нашей страны не дают возможности ни бежать, ни идти, ни плыть, а уж тем более лететь. Эти люди управляют многотысячными коллективами, работающими на 5–6 часовых поясах. Они умеют найти подход и к самым бедным, и к интеллигентным финансовым менеджерам, и зачастую к совершенно неинтеллигентным акционерам.
— Евгений Чичваркин, Forbes

Журналист проправительственного издания о своих буднях на The Village

1-Скриншот 03.11.2014 193147

Анонимная журналистка неназванного СМИ рассказала о своих буднях городскому журналу The Village. По ее словам, либеральные СМИ слишком рьяно и неоправданно набрасываются на ее издание, которое генерирует для них инфоповоды, а идеально объективной журналистики не существует.

Редакторы этой самой неназванной газеты при этом покрывают сотрудников матом и регулярно запрещают к публикации материалы. Также, как говорит журналистка, жесткая цензура исходит от самой редакции, а категоричные указания и ограничения «сверху» практически отсутствуют.

Политическая позиция газеты меня не смущала: как известно, все СМИ ангажированы. Журналисты всегда выражают интересы крупного капитала, хотят они того или нет. Надо быть очень наивным, чтобы этого не понимать.
— The Village

TJournal об обманщиках-путешественниках

1-Скриншот 03.11.2014 193150

Больше года назад журналист Ольга Тиманова и банкир Никита Дёмин отправились в кругосветное путешествие, оставив в Москве работу, друзей и родственников. На прошлой неделе в группе Goodbye Normals в социальной сети «ВКонтакте» появилась запись, в которой Ольга призналась о лжи.

Оказывается, финансово путешествие обеспечивала себя не сама пара (Ольга и Никита отправились в поездку после месяца отношений), а их родители, кампания на краудфандинговой площадке Boomstarter стала успешной лишь благодаря крупному пожертвованию отца одного из путешественников. Однако больше всего пользователей оскорбил тот факт, что путешественники врали насчет своих счастливых отношений — Никита регулярно бил свою подругу в течение поездки. TJournal разобрался в ситуации, а The Village, которые помогли дать поездке огласку (материал о путешествии собрал больше двухсот тысяч просмотров), выпустили опровержение.

Юрий Сапрыкин для «Бумаги» — о журналистике военного периода

1-Скриншот 03.11.2014 193135

Одно из главных заявлений недели — немного очевидный, но при этом откровенный монолог бывшего главного редактора журнала «Афиша» Юрия Сапрыкина о последнем полугоде.

Сапрыкин рассказывает о том, как информационная война превратилась в пропаганду, какими инструментами эта пропаганда производится и приходит к мысли, которая многих тревожит — большинство изданий проводит настолько мощную и агрессивную интерпретационную атаку отчасти искренне. Возможно, по наводке Кремля, но в то же время с завидным энтузиазмом.

Подытоживая, Сапрыкин приводит пугающий, но известный исторический пример, а в конце вспоминает слова журналистки «Новой газеты», которая, проанализировав продажи кроссвордов (56 миллионов в год), пришла к выводу, что русские хотят войны.

Сейчас очень легко проводить аналогии с предыдущей холодной войной: сначала была Олимпиада, потом самолет сбили, потом санкции. Все вроде укладывается в знакомую историю, в конце которой должна оказаться перестройка и разрушение Берлинской стены. Но есть и другая, менее приятная аналогия: 39–40-й год, советская армия идет воевать на территорию, которая еще 23 года назад была частью Российской империи (как и Украина 23 года назад была частью Советского Союза); по радио рассказывают, что это мировой империализм спровоцировал финнов на войну против СССР, мы занимаем какую-то часть Финляндии, образуется Карело-Финская ССР (она же Донецкая народная республика), которая защищает правильных финнов от неправильных. И вроде бы эта война — такой недолгий и локальный эпизод, но вместе с тем понятно, что это часть подготовки к чему-то большему. Вокруг распевают бравые песни — «Если завтра война, если завтра в поход», «Броня крепка, и танки наши быстры». И это ожидание будущей большой войны сопряжено с какой-то радостью, она наполняет все происходящее смыслом, мобилизует народ. Что меня успокаивает и отчасти разрушает эту историческую аналогию, так это то, что сейчас с нами никто воевать не собирается, мы ведем эту войну сами с собой, ведем ее в медийном поле. Запад находится не в идеальном состоянии, но плана «Барбаросса» у него нет.
— Юрий Сапрыкин, «Бумага»