Министерство юстиции России разработало законопроект, согласно которому некоммерческие организации (НКО) могут выйти из реестра «иностранных агентов». Это сделано из-за трудности в определении «политической деятельности» организации.

Министр юстиции России Александр Коновалов заявил, что определить «политическую деятельность НКО вряд ли является возможным», передает российское информационное агентство ТАСС.

«Я не думаю, что это возможно сделать, как бы кто ни старался. Невозможно определить, каким образом, казуистично, чтобы предусмотреть все случаи жизни», — цитирует Коновалова ТАСС.

Министерство юстиции России разработало законопроект, согласно которому НКО могут выйти из реестра «иностранных агентов». По словам Коновалова, характер деятельности НКО должны определять суды.

Россия приняла закон об «иностранных агентах» в 2012 году — согласно нему, НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, должны принимать статус «иностранных агентов» с последующим занесением в специальный реестр.

В Кыргызстане сейчас идёт обсуждение законопроекта, который является калькой российского акта об «иностранных агентах» — его инициаторами являются депутаты Турсунбай Бакир уулу, Нуркамил Мадалиев и Надира Нарматова.

Бакир уулу сказал в интервью Kloop.kg, что в Кыргызстане лишь 20-30 НКО из 24 тысяч подходят под определение «иностранных агентов».

Депутат не стал говорить названия организаций, но сказал, что они «получают иностранные гранты и расходуют их на неуставные цели».

«Все 12 тысяч НКО не являются иностранными агентами. […] Наши НКО[, тех, кого можно назвать «иностранными агентами»,] прикрываются численностью НКО. Но мы не берем здесь конкретно все НКО», — сообщил Бакир уулу.

«У России меньше опыта»

Он считает, что Россия имеет «меньше опыта», чем Кыргызстан в определении «иностранных агентов».

«У нас всё, как на ладони — мы все знаем, кто чем занимается. Поэтому мы знаем, какие НПО, с каким уставом зарегистрированы в Министерстве юстиции», — сказал Бакир уулу.

По его словам, в законопроекте и справке-обосновании «твердо определено», что такое «политическая деятельность». Однако корреспондент Kloop.kg, прочитавший закон и справку-обоснование, не нашел определения «политической деятельности».

Законопроект об «иностранных агентах»
Справка-обоснование к законопроект об «иностранных агентах»

«Как только НКО будет нарушать уставные цели, то есть вмешиваться в государственную деятельность, либо [оказывать] политическое давление на государственные органы власти, то тут же они будут подпадать под действие этого закона [об «иностранных агентах»]», — объясняет Бакир уулу.

По данным Министерства юстиции, всего в Кыргызстане зарегистрировано около 24 тысячи НКО, из которых 12 тысяч осуществляют деятельность в виде общественных организаций и общественных фондов.

Статс-секретарь министерства юстиции Кыргызстана Нуржан Ташбаев заявил 24 ноября этого года, что определить «политическую деятельность у НКО будет трудно».

«Даже требование повышения зарплаты может представляться как политическая деятельность. С теми механизмами, которые предлагаются в законопроекте, его принятие считаем нецелесообразным», — цитирует Ташбаева информационное агентство «К-Ньюс».

Закон об «иностранных агентах»

Депутаты рассматривают уже вторую версию закона об «иностранных агентах».

Первая версия законопроекта рассматривалась и была принята депутатами Жогорку Кенеша в 2013 году. Однако, президент Алмазбек Атамбаев отказался тогда подписывать закон.

Летом 2014 года депутаты Турсунбай Бакир уулу и Нуркамил Мадалиев повторно внесли законопроект на обсуждение в парламенте.

Согласно закону, власти ужесточают контроль над всеми неправительственными и некоммерческими организациями с иностранными источниками финансирования, которые вовлечены в «политическую деятельность».

Помимо этого, закон обязывает НКО сдавать финансовые отчеты и отчеты о своей деятельности в минюст.

Гражданское общество выступило против этого законопроекта, заявив, что НКО итак сдают ежегодно три отчета о своей деятельности и финансировании.

В недавнем интервью кыргызским телеканалам президент Атамбаев поддержал закон об «иностранных агентах».

Атамбаев сказал, что НКО должны быть «подотчётны», «прозрачны», чтобы «люди знали, кто стоит за их деятельностью». Он считает, что закон необходим для «интересов национальной безопасности».

«Есть НКО, которые работают на страну, на граждан, а есть НКО, которые выполняют чьи-то конкретные политические заказы. Мы уже пережили две революции, и каждая большая страна, особенно, киты геополитики, они имеют свои интересы в Кыргызстане, и мы должны эти интересы отслеживать в интересах национальной безопасности», — заявил президент.

Атамбаев не стал прямо отвечать на вопрос, примет он или наложит вето на законопроект об «иностранных агентах». Он сказал, что всё зависит от того, в каком виде проект придёт из парламента.