О победителях международного фестиваля «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», итогах показа и двух подарках от организаторов — в третьей и последней дневниковой записи кинокритика Kloop.kg Азамата Омуралиева.
В понедельник, 15 декабря, были объявлены победители Четвертого фестиваля короткометражных фильмов. Конкурс проходил по двум секциям, международной и национальной, и четырём номинациям.
Среди картин национального конкурса «Лучшим фильмом» стала работа режиссёра Чолпонай Борубаевой «Прах земной». Приз за «Лучшую режиссуру» получила драма «Жена моего отца» режиссёра Венеры Джаманкуловой, а «Спецприз жюри» — документальный фильм «Физрук, золото и река» Аманбека Ажымата. Зрители же выбрали лучшим участником национального конкурса другую документальную картину «По следам хищника» режиссёра Азамата Арыкова.
В международном конкурсе, представленном картинами из 13 стран, приз за «Лучший фильм» присудили российскому режиссёру Николаю Котяшу за его работу «Каждый первый». Кыргызстанский «Лифт» Асана Джанталиева получил приз за «Лучшую режиссуру», узбекистанский «Дом №16» Азиза Ахмеджанова и азербайджанское «Отражение» Айшада Сафаралиева разделили между собой «Специальный приз жюри», а «Ах, Вели Вели…» Бюль-Бюля Мамедова из Туркменистана взяла приз зрительских симпатий.
Далее повествование ведётся от лица Азамата:
Пара слов о системе голосования. «По следам хищника» и «Ах, Вели Вели…» были награждены по результатам зрительских голосов. В кинотеатре перед каждым показам контроллёры раздавали зрителям билеты с тремя отрывными частями, одним на каждый фильм сеанса (все дни конкурсная программа показывалась тремя картинами за раз). На выходе зрители складывали корешок с понравившимся фильмом в специальный ящик — и, видимо, по результатам этих подсчётов и были вручены призы зрительских симпатий.
Теперь о победителях. К сожалению и по неудачному стечению обстоятельств, из девяти фильмов-призёров я посмотрел лишь пять картин. «Прах земной» (национальный конкурс, лучший фильм), «Лифт» (международный конкурс, лучшая режиссура), «Каждый первый» (международный конкурс, лучший фильм) и «Дом №16» (международный конкурс, спецприз жюри) прошли мимо меня.
Но мне вполне понятно и близко присуждение прекрасной картине «Жена моего отца» приза за лучшую режиссуру. Это смешная и грустная, поучительная и интроспективная история о бабушке, брошенной мужем ради молодой девушки и детьми ради жизни за границей. Комедийные ситуации и драматические сцены благодаря искусной постановке в «Жене моего отца» нисколько не диссонируют и при этом выводят философские мысли о смысле жизни и её относительности. Однако сюжетная линия при этом скомкана и по многим пунктам не до конца развита, что, впрочем, нисколько не противоречит призу за «Лучшую режиссуру».
Специальный приз жюри при этом тоже понятен — «Физрук, золото и река», возможно, и не самый дружелюбный к зрителю фильм программы, но свои преимущества у него есть. За простой формой и более-менее опрятным исполнением скрывается остро-социальный посыл, подкрепленный умной двухчастной структурой фильма.
При этом нельзя назвать неоправданными и призы международного конкурса. Например, присуждение «Отражению», фильму с военно-превентивным характером и отцовским посылом, специального приза жюри — логичный ход.
И даже выбор лучшего фильма международного конкурса по результатам зрительских голосований оказался одновременно и очевидным, и приятным — «Ах, Вели Вели…» по заветам Гайдара близок многим зрителям и смешон для любой аудитории.
Личным сюрпризом фестиваля стала номинация зрительских симпатий национального конкурса. «По следам охотника» — медитативная, долгая, скрупулезная документальная картина фирменного колорита кыргызского кино. Это, несомненно, достойный участник конкурса, но фильм откровенно скучный и на конкретные мысли не наталкивающий. Он, как и фильм открытия «Кочевье», поднимает проблему браконьерства в стране, однако должным образом её не развивает, оставляя лишь констатацию факта.
Впрочем, каким бы прекрасным на этом фоне ни было «Кочевье», а самыми интересными и приятными событиями прошедшего кинофестиваля стали показы картин с Венеции и Локарно. Нет, фильм открытия был прекрасен — «Кочевье» и после завершения четырехдневных смотров остается одним из самых ярких впечатлений. «Зиазан» международного конкурса тоже оставил после себя приятные воспоминания, а «Гости моего дома» идеально соответствуют своему формату и тоже запомнились отчетливо.
Однако двухчасовые показы сменяющих друг друга восхитительных картин — дело другое. В первую очередь ценно было качество задумок и исполнение картин. Но их очередность, их общая целостность — хотя все фильмы предельно разные по множеству аспектов, но их фундаментальные идеи во многом схожи, это неразвлекательное, сложное и многостороннее кино — возводило общие ощущения до космических высот.
*в качестве заглавной иллюстрации использован кадр из фильма «Лифт».