4 min read

Редакция Kloop.kg выбирает двадцать лучших музыкальных альбома 2014 года — от великих возвращений и хорошей поп-музыки до свежих открытий и экспериментального нойза.

Два редактора Kloop.kg Улугбек Акишев и Азамат Омуралиев составили списки лучших, по их мнению, альбомов 2014 года, и прокомментировали свой выбор. В итоге получилось двадцать альбомов, двадцать мест и много отличной музыки.

Улугбек Акишев, редактор Kloop.kg

На самом деле, когда я садился составлять свою десятку лучших музыкальных альбомов, мне было стыдно, как человеку, который не прослушал и половины релизов 2014 года. Правда, составление списков и топов чего-либо – не самое благодарное мероприятие, так что наслаждайтесь музыкой из подборок, которые сделали мы с Азаматом, или составляйте свой и делитесь на нашей странице в комментариях.

Blood-Orange-Cupid-Deluxe

10 место: Blood Orange – «Cupid Deluxe»

Если бы Дев Хайнс выпустил «Cupid Deluxe» на пару месяцев позже, то занял бы одно из первых мест в этом списке, но справедливости ради я поставил его последним. Обойти вниманием главный инди-поп альбом последних двух лет было бы кощунством. Мягкие звуки того, что сам Хайнс охарактеризовал, как «звуки переезда из Бруклина на Манхэттен – звуки перехода от стабильного и размеренного образа жизни к нестабильному и живому». В общем, талантливый.

cbe7458c52f33177c93f0aa2c6e

9 место: Наадя – «Наадя»/«Сто дней»

Надя Грицкевич с её пронзительным голосом и душещипательными музыкальными мотивами порадовала в 2014 году поклонников дважды и оба раза на ура. Как «Сто дней», так и «Наадя» обсуждались в СМИ по несколько недель после выхода. Чувственность и красота голоса Наади – это нечто притягивающее и заставляющее чуть ли не плакать слушателя.

53bef5f27de64

8 место: Various Artists — «Guardians Of The Galaxy: Awesome Mix Vol.1»

Фильм, который произвел фурор в мире комиксовых экранизаций – теперь в этом жанре можно смотреть не только «Человека-Паука» и «Бэтмена», но и уморительных «Стражей галактики». И немаловажную роль в успехе фильма сыграли саундтреки. Фанк и рок 70-х сопровождали нас на протяжении всего фильма и порой даже играли главную роль в сюжете (ага, я про танец Звездного Лорда перед Ронаном в концовке фильма). Сборник саундтреков к «Стражам галактики» можно слушать везде: в машине, на работе, дома, на прогулке и так далее.

haCgQD6JMHM

7 место: Slim – «Лото 33»

«Пусть все думают, что рэп это такие танцы
Наше дело доказать, что рэп вопрос репутации»

Слим доказал и даже больше. Из группы Centr вышло три таланта, но лишь Slim смог доказать, что он действительно способен думать, музыкальный диапазон у него намного шире, чем у Птахи и Гуфа, а тексты порой задевают за живое настолько сильно, что теперь уже можно и спорить, где там столица хип-хопа в России – в Москве, Ростове, Челябинске или Санкт-Петербурге – все достойны звания, так как теперь уже везде есть свой истинный лидер. И пускай в меня кинет кирпичом тот, кто не согласен, что в Москве им является Slim.

Oku_cover-1024x1024

6 место: Окуджав – «Окуджав»

Волна новой и независимой поп-музыки, которая была доселе не очень характерна для российской эстрады, заполонила плееры и музыкальные-порталы после того, как популярное издание «Афиша» начало продвигать множество различных групп и исполнителей через свою «Volna Records». Среди таких групп оказались ребята из Окуджав и их 11 треков на «Окуджав». «Цирк», «Перед сексом» и «Спектакль» стали одними из самых узнаваемых треков на пабликах ВКонтакте и на музыкальных фестивалях независимой музыки.

Mac_DeMarco_Salad_Days

5 место: Mac DeMarco — «Salad Days»

Слегка наркоманский поп-рок с элементами традиционных американских мотивов кантри-музыки – это «Salad Days» канадско-американского исполнителя Mac DeMarco. Я познакомился с его творчеством весной, и с того времени этот человек, похожий на симбиоз Харри Данна и Ллойда Крисмаса из «Тупой и ещё тупее», постоянно крутится в плейлисте завывая «Alone again, Alone again, Alone again».

You're_Dead!

4 место: Flying Lotus – «You’re Dead!»

С Flying Lotus как с Ваней Дорном – это одна из самых разнообразных пластинок года, которая достойна самых высоких позиций в рейтингах «лучших». Начинающийся с бодрого «Never Catch Me» альбом не отпускает до самого конца. Спустя 8 лет диджейской карьеры, Flying Lotus впервые отошел от канонов J.Dilla и детройтского бита и добавил немного электронщины и даже рока, что ставит пластинку в моем личном рейтинге на четвертое место – наслаждайтесь.

0_abe3f_712abeb3_orig

3 место: Иван Дорн – «Randorn»

Pitchfork и Rolling Stone ещё не скоро напишут про Ваню, но в нашей части планеты «Randorn» чуть ли не главная пластинка года. Вот небольшой список причин моего утверждения: разнообразность жанров, едкость, характерная Дорну прилипчивость строк песен, эксперименты со звучанием. Два года ожидания обернулись почти десятилетиями роста Дорна в настоящего артиста – совсем скоро, если он будет двигаться в том же темпе, может стать гуру музыки. Немаловажную роль, в случае с «Randorn», играет тот факт, что Дорн приложил руку ко всему – от инструментала и записи треков до мастеринга и сведения.

angelo

2 место: D’Angelo and the Vanguard – «Black Messiah»

Ди Анджело поступил очень коварно и хитро – в тот момент, когда все уважающие себя издания подвели итоги музыкального года, этот ветеран соула выпустил одну из самых сильных и злободневных пластинок 2014 года. Пятнадцать лет ожидания, тонны материала, который можно было бы уместить в десяток хороших альбомов, но Ди Анджело решил выпустить «Black Messiah» именно сейчас. Самая афроамериканская пластинка со времен «Mama’s Gun» Эрики Баду вышла аккурат в один из переломных моментов в истории борьбы с расизмом в США – волна массовых выступлений против произвола полиции, из-за которого погибли обычные люди Эрик Гарнер и Майкл Браун, прокатилась по Соединенным Штатам в ноябре-декабре 2014 года.

RunTheJewelsRTJ2

1 место: Run The Jewels – «Run The Jewels 2»

Когда в 2013 году вышла первая часть «Run The Jewels» – это было фурором лично для меня. Скрестить звуки старого доброго хип-хопа с актуальной электроникой и добавить щепотки индастриал-рока и сделать это настолько органично – это могут единицы. Как только вы услышите «Run The Jewels 2», вы сразу же поймете, что лучше этого альбома в 2014 году ничего не выходило. Энергия, веселье, четкие биты, задор, местами серьезность и суперкачественный звук и ещё десять причин всеобщей любви El-P и Killer Mike. Они сделали всё, чтобы вы узнали о пластинке.

Азамат Омуралиев, редактор Kloop.kg

В этом году, как и в прошлом, составлять топы лучшей музыки было очень сложно. Но причины разные: если в 2013 было слишком много не просто хорошей, а великой и дерзкой музыки, то 2014 лично для меня оказался гораздо слабее. Однако интересные и красивые вещи в этом году, конечно, выходили — как раз их я и постарался собрать в своём списке.

paolo

10 место: Paolo Nutini — «Caustic Love»

Главная проблема «Caustic Love» в том, что это плохой альбом. Он довольно поверхностен и примитивен и плохо играет на ностальгии (что, порой, получается довольно эффективным шагом, но не у Нутини), раздавая оммажи то одной «мотауновской» звезде, то другой. Это R’n’B плохого образца — особенно для сегодняшнего r’n’b, в котором верхушку жанра занял Фрэнк Оушн, а где-то под ним расположились FKA twigs и The Weeknd. В отличие от всех них Нутини занимается подражательством и взывает к мелодиям Уандера и Гэя и к их же темам, рассказывая не о новой интимности и доверии, а о гораздо более сложных вещах. Впрочем, это одновременно главный минус и главное достоинство пластинки. В итоге «Caustic Love» получился совершенно вторичным, но одновременно и безумно дидактическим в хорошем смысле слова. Он поучает, заставляет грустить, очаровывает красотой вокальной мощи Нутини и, в принципе, не звучит, как альбом 2014 года.

5021392904191

9 место: The Bug — «Angels & Devils»

В 2014 году вернулся Афекс Твин, издавший свой первый за 13 лет альбом. Формально, он, впрочем, записывал музыку под другими псевдонимами, но факт остается фактом — «Syro» вышел и получился электроникой без оглядки на других. Это был интересный, но экзотический для сегодняшней ситуации IDM, который тяжело переслушивать. Вместо него действительно красивый и презентабельный IDM альбом выпустил диджей The Bug. «Angels & Devils» — сборник самой беспардонной и хлёсткой электронной музыки 2014 года, балансирующий на грани хауса, нойза и того самого IDM. Как под это танцевать (IDM — Intelligent Dance Music) я, впрочем, не особо понимаю.

Jessie_Ware_Tough_Love

8 место: Jessie Ware — «Tough Love»

2014 оказался удачным для поп-музыки. У нас были прекрасные летние хиты от Сэма Смита и Ланы Дель Рей, заводные прилипалы от Тейлор Свифт и Меган Трейнор, ностальгические песни от Чарли XCX и Игги Азалии, а еще — простой, неброский, скромный поп-альбом о любви. Джэсси Уэйр, которая на своем первом альбоме пела разнообразный R’n’B, в «Tough Love» расслабляется, делает полтора десятка ненавязчивых и поголовно хороших треков, и выпускает всё это в виде гида по любовным отношениям и хорошему настроению.

b3b2ca91

7 место: St. Vincent — «St. Vincent»

В этом году было немало приличных рок-альбомов, но с поп-роком немного не задалось. The Black Keys сделали совершенно не то, чего от них ожидали — не кантри-звук «El Camino» или минималистичный блюз-рок «Attack And Release» — Джек Уайт выпустил неплохой, но блеклый альбом стерильного гаражного рока, а Linkin Park ушли экспериментировать и, кажется, не вернулись. Хотя, формально, St. Vincent играет арт-рок и ближе к Arcade Fire чем к Muse и Black Keys, альбом самой доступной и качественной рок-музыки в этом году выпустила именно она. И несмотря на свой образ скоморохи, который тоже характерен скорее для глэма, она создала цельное произведение о современных реалиях и всём вытекающем: интернет-жизни, обсессиях и инфантилизме.

77756b16

6 место: FKA twigs — «LP1»

Главный дебют года — бесспорно, выпуск «LP1», первого альбома новой звезды британской музыки FKA twigs. «LP1» для рядов британских электронщиков стал глотком свежего воздуха: после тренда на минималистичную тишину, заданную Джэймсом Блэйком и the xx, электронная музыка стало бессовестно эксплуатировать удобный формат и на какое-то время застряла в тупике. Как и другой важный дебют прошлого года, альбом «Settle» британского дуэта Disclosure, «LP1» пошел с другой стороны, через эксперименты со звуком, реверансы Брайану Эно и интимность. Звучит дебютник FKA twigs, в первую очередь, именно как манифестация новой интимности, обращаясь от осознаний («When I kissed you we could do it with the lights on») к откровениям(«I can fuck you better her») и подстраивая нужное настроение даже не столько текстами, а поглощающим и густым звуком.

0002592501_10

5 место: Ben Frost — «A U R O R A»

Каждый год я жду такого. В прошлом году самым интересным экспериментальным альбомом для меня стал «Immunity» Джона Хопкинса с его мегаломанскими свушами и непошлым интегрированием классических клавишных, а в этом году титанический нойз-альбом «A U R O R A» Бена Фроста. Главное, что удивляет в альбоме, так это его фактура. Холодный, жесткий, неестественный и немелодичный звук рисует четкие формы и не менее четкие картины, занося от атмосферы параноидальной занятости к почти сакральным ситуациям с катарсисом в финале. Интерпретировать «A U R O R A» в силу его неоднозначности и многогранности можно как угодно, но звучать хуже от этого он не начинает.

terje310314

4 место: Todd Terje — «It’s Album Time»

«It’s Album Time» — это и самый непретенциозный, и при этом самый важный и лучший альбом электронной музыки 2014 года, набор идеальных летних треков и бесконечный источник оптимизма. Головокружительный спэйс-диско, под который можно танцевать на всех скоростях, и бережная транспортировка всего жанра боса-новы, начиная Антонио Жобимом и заканчивая Грэйс Джонс, в формат Disclosure и Дэвида Гэтты. На выходе «It’s Album Time» получился одновременно и энциклопедичным, и ультимативным: он красивый, весёлый, грустный, технически интересный и объективно отличный.

caribou-our-love

3 место: Caribou — «Our Love»

Красивее «Our Love» в этом году не было ничего. Одного наличия в альбоме «Can’t Do Without You», гениально выстроенного и мастерски исполненного трека о сложной любви, хватило бы, чтобы альбом попал в топ, но, к счастью, у Caribou весь альбом получился полным тонкой, изящной и грациозной музыки. Это, естественно, не подразумевает строгих форм академической музыки или обилия сентиментальных струнных и клавишных: «Our Love» идет по стопам пост-дабстепа и немного приглушает ненужные элементы клубной музыки, выстраивая из этого актуальную, понятную и прекрасную мелодия, сквозяющую через весь альбом и очаровывающую сразу и наповал.

sunkilmoon_benji1

2 место: Sun Kil Moon — «Benji»

О смерти в этом году кроме Марка Козелека, выступающего под псевдонимом Sun Kil Moon, пел талантливый хип-хоп музыкант Flying Lotus в своем «You’re Dead!». Но в отличие от него, у Козелека получилось не сухое смешение жанров, идей и коллабораций, а интроспективный рассказ крепко сбитой модернистской формы. «Benji» — как хороший роман двадцатого века, многогранен: он подкладывает за понятной и любопытной сюжетной линией отсылки, культурные пласты, душевные взрывы и поучительные посылы. Парадоксально, но именно таким образом «Benji» получился дружелюбнее и живее «You’re Dead!», напичканного дорогой, сложной, но пустой музыкой.

Beyoncé-Beyoncé-2013-1200x1200

1 место: Beyoncé — «Beyoncé» // D’Angelo and the Vanguard – «Black Messiah»

Технически, этот альбом не имеет права находиться в этом топе. «Beyoncé» вышел в декабре 2013 года. С другой стороны «Black Messiah» неосул-гения D’Angelo тоже не совсем правильно включать в список — он вышел тоже в декабре, тогда, когда итоги года уже подведены.

Однако вот в чём дело: кроме этих альбомов, которые формально в топах находиться не могут, в 2014 году ничего действительно мощного не выходило. Дилемма итогов 2013 года заключалась в бесконечном выборе: было новое слово в жанре «Settle» от восходящих звёзд электроники Disclosure (мой личный альбом года: больше «Settle» я в 2014 не слушал ничего), был дерзкий выпад от Канье Уэста «Yeezus», были громкие и выверенные камбеки Дэвида Боуи и m b v, было главное событие увядшего жанра инди-музыки от снобов Vampire Weekend с их безумно красивым и ироничным «Modern Vampires Of The City», был переворот жанра метал-рока «Sunbather» от играющих самую мелодичную тяжелую музыку на свете Deafheaven, был, в конце концов, главный поп-альбом декады, тимберлейковский «The 20/20 Experience».

В 2014 не было ничего даже близко подошедшего к задранной планке 2013 года. «RTJ2» стал громким событием в хип-хоп мире, но по факту был слишком беспардонным и распущенным для настоящего восторга, «Syro» был сделан самоуверенно и без должной оглядки на тренды, и даже «Beyoncé» как поп-альбом оказался довольно сдержанным в исполнении.

Я долго пытался определить, что же поставить на первое место, но понял, что год выдался неудачным. С другой стороны были «соседние» альбомы от Бейонсе и Ди Анджело, которые порадовали во многих аспектах («Beyoncé» — своей эклектичностью и непривязанностью к жанру, а «Black Messiah» — ультимативным синтезом всей чёрной музыки, начиная бибопом и заканчивая рэпкором) и были лучше остальных дисков 2014 года, но при этом напрямую к нему не относились.

В итоге я отказался от выбора между «Benji» и «Our Love» — финальная личная схватка шла между этими фаворитами — и решил, что правильнее будет немного схитрить.