Представители правительства КР намерены посетить КНР, чтобы обсудить вопрос строительства железной дороги «Кыргызстан – Китай».

Оригинал новости опубликован на сайте радио «Азаттык».

Президент Алмазбек Атамбаев 6 января принял генерального директора Государственного предприятия «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» Аргынбека Малабаева, которому дал указание ускорить реализацию проекта строительства железной дороги «Кыргызстан — Китай». Ранее Кыргызстан предложил свой, отличающийся от китайского проект строительства дороги.

Пока не решен и вопрос финансирования строительства. Как сообщил Аргынбек Малабаев, в скором времени в Китай направится группа специалистов, которая, изучив вопрос, предложит оптимальный для официального Бишкека вариант реализации проекта:

— Вариантов много. Из них мы будем рассматривать самые подходящие для нас. Нужно провести много переговоров: с Россией, Казахстаном и Китаем. В общем, переговоры вести нужно со всеми сторонами. Есть несколько вариантов. Мы должны рассмотреть и вопросы финансирования проекта. Откуда придут деньги, на каких условиях — все нужно изучить.

Вопрос строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» обсуждается вот уже около 20 лет, но к единому мнению стороны пока так и не пришли.

В 2002 году Китай разработал технико-экономическое обоснование проекта, по которому железнодорожный путь должен быть проложен через Торугарт в пастбище Арпа, далее через Узгенский и Кара-Сууйский районы КР — в Узбекистан.

Протяженность дороги по ТЭО составляет 268 километров, на участках которой должно предполагалость построить 95 мостов и 48 туннелей.

В 2012 году Кыргызстан разработал свой проект железной дороги. По нему дорога проходила через Ат-Башинский, Ак-Талинский и Тогуз-Тороузский районы в Сузакский район, откуда уже потянется ветка в Узбекистан.

По кыргызскому варианту протяженность дороги составляет 380 километров. Как потом уверяли проектировщики, по их проекту железная дорога огибает горы, поэтому количество туннелей меньше, соответственно и денег на строительство понадобится меньше.

Ранее много спорных моментов было при обсуждении вопросов финансирования проекта. Говорилось и о том, что китайская сторона в обмен за вкладываемые в строительство дороги средства просит предоставления в концессию месторождений.

Кыргызские власти предложили китайской стороне два варианта: строить железную на основе концессионного соглашения или вложиться в создание совместного предприятия. Якобы китайская сторона согласилась на концессию. То есть иностранцы должны были построить дорогу, а после того, как компания окупит свои расходы, она передает магистраль на баланс кыргызской стороны.

Касательно строительства железной дороги в обществе высказываются полярные мнения. Например, депутат Жогорку Кенеша, член парламентского комитета по транспорту, архитектуре и строительству Нарынбек Молдобаев считает, что в строительстве данной дороги больше заинтересован Китай:

— Говорят, что железная дорога протянется через Кыргызстан до Ирана. Кыргызстан ничего не получает от строительства дороги. Для того, чтобы получать выгоду от использования магистрали, необходимо наладить на ней регулярный грузо- и пассажиропоток. Сейчас, как вы знаете, мы только развиваем производство, не производим продукцию. Кроме того: если бы у нас были лишние деньги на строительство железной дороги. Мы собираемся брать в долг у Китая, дорогу строить будут опять же китайцы. Китай заинтересован только в выходе на большой рынок Ирана и продаже там своих товаров.

Строительство участка железной дороги, проходящего по территории КР, оценивается в два миллиона долларов. Власти обещают, что строительство будет завершено до 2018 года.

Фото с сайта министерства путей сообщения Китая
.