Китайская железнодорожная корпорация представила проект высокоскоростной железной дороги, которая соединит Урумчи и Иран и пройдет через Центральную Азию. Предполагается, что скорость пассажирских поездов сможет достигать 250 километров в час.

Проект был представлен главным инженером Китайской железнодорожной корпорации Хе Хуаюем 19 ноября на форуме, посвященном масштабной китайской инициативе «Один пояс и один путь».

Как передает газета China Daily, дорога должна будет пройти по следующему маршруту: Урумчи и Инин (Кульджа) — Алматы — Бишкек — Ташкент — Самарканд — Ашхабад — Тегеран.

По словам Хуаю, высокоскоростная дорога могла бы соединяться с уже существующей в Центральной Азии железной дорогой, которая соединяет регион с Москвой.

Однако на протяжении двух десятилетий главной проблемой для строительства трансконтинентальной железной дороги, которая бы соединяла Китай и Европу, является разница в ширине колеи.

Общемировой стандарт её ширины — 1435 милиметров, тогда как российский стандарт, который используется в Центральной Азии — 1520 милиметров. А смена колесных пар на границе Китая и стран региона может занимать несколько суток.

«Это нежелательно — заставлять эти страны (Центральной Азии) менять существующую железнодорожную магистраль. Однако высокоскоростная магистраль, которую я предлагаю, может легко соединить Китай с другими регионами. Так как международный стандарт колеи — 1435 милиметров, новая магистраль может быть построена на её основе», — заявил Хуаю.

По его словам, пропускная способность станции Хоргос на китайско-казахской границе — 100 млн. тонн грузов, тогда как в 2014 году через неё прошло лишь 17 млн. тонн.

«Повышение количества контейнеров с грузами, передвигающихся по суше, вместо их передвижения по морю, может оправдать стоимость строительства новой линии», — говорит главный инженер китайской железнодорожной корпорации.

Сухой порт Хоргос, который находится на границе Китая и Казахстана. Фото: портал "Казах-Зерно".
Сухой порт Хоргос, который находится на границе Китая и Казахстана. Фото: портал “Казах-Зерно”.

По его словам, грузовые и пассажирские поезда могли бы двигаться по одной и той же линии, не мешая друг другу.

«Единственным различием может быть скорость: пассажирские поезда могут развивать скорость до 250-300 километров в час, тогда как грузовые — 120 километров в час», — добавил он.

Это уже третий проект железной дороги, которая должна соединить Китай и Европу.

Первый проект был предложен ещё в 1996 году и должен был проходить через Кыргызстан, Узбекистан, Афганистан, Иран и Турцию.

Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

Второй проект железной дороги — Китай-Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран — уже начали реализовывать с иранской стороны.

Кыргызские власти уже согласились на строительство железной дороги через свою территорию, но переговоры пока продолжаются, потому что Бишкек настаивает на нескольких пунктах в соглашении:

  • Китай должен профинансировать строительство этой дороги, стоимость прокладки которой по кыргызской территории достигает 2 млрд. долларов США;
  • Кыргызстан просит у Китая инвестиций в развитие внутренней железнодорожной сети, которая могла бы соединить север и юг страны и пройти параллельно новой автомобильной дороги Балыкчи — Джалал-Абад;
  • Споры всё ещё вызывает ширина колеи: Китай настаивает на международном стандарте, а кыргызское правительство на российском.

Последний раунд переговоров по этому вопросу проходил в феврале 2015 года, и стороны предварительно договорились об использовании российского стандарта ширины колеи.

Фото: NBC News.