На фоне начала нового избирательного цикла непрекращающийся институциональный кризис подрывает уверенность населения в государственном устройстве Кыргызстана в виде парламентской республики.

Оригинал репортажа опубликован на сайте Eurasianet.org.

Наблюдатели опасаются, что выборы в парламент, которые должны состояться в ноябре, могут дестабилизировать и еще больше разделить страну, в то время как чиновники, включая склонное к скрытности близкое окружение президента Алмазбека Атамбаева, стараются захватить больше власти.

Борьба уже началась и, по мере интеграции Кыргызстана со своими авторитарными соседями — Россией и Казахстаном, представители гражданского общества сетуют, что демократические принципы и процессы неизменно ослабляются.

Признаков отката назад в сфере прав человека в 2014 году множество, начиная с популистских и вдохновленных Россией законодательных нападок на гомосексуалов и некоммерческих неправительственных организаций (ННО), и заканчивая явными попытками заткнуть или кооптировать влиятельные СМИ.

Законодателями рассматривались неоднозначные идеи от вооружения гражданских лиц в пограничных районах до призывов ввести невыполнимые с экономической точки зрения законы. Некоторые требуют экспроприации крупнейшего промышленного предприятия страны, золотого рудника «Кумтор», а кто-то хочет, чтобы семьи с тремя и более детьми получали сумму, равную примерно $5,000 за каждого дополнительного ребенка.

«Депутаты сейчас на витрине, — объяснил Марат Казакпаев, политолог при бишкекском аналитическом центре «Полис Азия». По его мнению, законы относительно выборов могут быть пересмотрены с целью сокращения числа мест в парламенте. Подобный шаг усилил бы конкуренцию на парламентских выборах.

Идя против общей тенденции в других странах Центральной Азии, Атамбаев согласился уйти со своего поста после одного шестилетнего срока. Это отличает его и от предшественников в Кыргызстане – оба они были свергнуты в результате массовых уличных выступлений в 2005 и 2010 гг. соответственно.

Хотя Атамбаев, вроде, привержен действующей конституции, он никак пока не продемонстрировал своего несогласия с двумя разрабатываемыми парламентом законопроектами, которые, по твердому убеждению активистов, являются неконституционными. В рамках первого предполагается ввести наказание за «позитивное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации», а в рамках второго -– повесить на ННО ярлык «иностранных агентов».

«Мы видим, что, с геополитической точки зрения, [западные] страны меньше теперь интересуются Кыргызстаном, что создает некий дисбаланс. Если раньше наши политики смотрели и в другие стороны, то сейчас они смотрят только в сторону России, –- сказала директор кыргызского представительства «Трансперенси интернешнл» Айгуль Акматжанова. –- Наши лидеры финансово и политически слабы. Очень мало источников вдохновения [кроме России]».

Атамбаев не смог избавиться от репутации «революционного политика», — заявил Аркадий Гладилов, ветеран журналистики и редактор веб-сайта Politmer.kg.

Разрыв между заявлениями Атамбаева и результатами в ведущейся «войне с коррупцией», возможно, объясняется ограниченностью его власти. Также может быть, что действия Атамбаева ограничиваются влиятельными советниками, которые поддерживают сложившийся статус-кво, считают некоторые.

Одним из недавних событий, которые, по утверждениям критиков, демонстрируют стойкое нежелание правящей элиты что-либо менять, является смещение в ноябре прошлого года Чингиза Шамшиева, молодого кыргыза, получившего образование за рубежом, с должности ректора Академии управления при президенте, главного учреждения, готовящего госслужащих.

Чингиз Шамшиев, бывший ректор АГУПКР. Фото: ИА "Фергана".
Чингиз Шамшиев, бывший ректор АГУПКР. Фото: ИА «Фергана».

Шамшиев начал бороться с коррупцией в академии и хотел обновить устаревшие методы обучения. Тем не менее, в октябре на него начали давить из-за того, что он недостаточно ускорил переход преподавания в академии с русского на кыргызский язык.

Шамшиев, отказавшийся пообщаться с EurasiaNet.org, якобы ответил, что в его учреждении недостаточно квалифицированных кадров, способных преподавать на кыргызском. Позже в том же месяце сам Атамбаев сказал журналистам, что «нам такие ректоры не нужны».

Марат Казакпаев из аналитического центра «Полис Азия» обвиняет в увольнении Шамшиева «старые лица в управлении» президентской администрации. «Они давят на молодые кадры, стараются собрать на них компромат», чтобы замедлить реформы, заявил он.

Как минимум один ключевой член ближнего круга Атамбаева, советник Фарид Ниязов, занимавший различные высокопоставленные посты с 1990-х годов, привлек к себе в последние месяцы пристальное внимание общественности. Влиятельная газета «Вечерний Бишкек» в октябре обвинила его в попытке захватить часть компании, владеющей этим изданием, чтобы «зачистить медиа-пространство перед выборами».

Ниязов отверг эти обвинения и потребовал извинений.

«Смещение элиты является самой большой сложностью, — отметил Казакпаев. — Эти люди обладали властью в 1990-е годы и все еще ей обладают». В результате предстоящих выборов среди элиты могут произойти мелкие, но не фундаментальные изменения.

«Система готова к переменам, но политики и привычки не меняются. Государственные ресурсы слишком их манят, поэтому добровольно они не уйдут», – добавил он.