Глава правительства Джоомарт Оторбаев попросил парламент перенести решение по золотодобывающему предприятию «Кумтор». Лидеры двух парламентских фракций заявили, что Кыргызстан должен национализировать золоторудное месторождение, если соглашение по реструктуризации не будет принято.

Члены правительства, представители государственного предприятия «Кыргызалтын» и Генеральная прокуратура отчитываются 26 февраля перед парламентом по итогам переговоров с канадской компанией «Центерра».

Премьер-министр Джоомарт Оторбаев попросил отсрочить принятие решения по «Кумтору» для проведния аудита по запасам золота на Кумторе 26 марта. При этом, премьер-министр не смог назвать точную дату ратификации соглашения с «Центеррой» по совместному предприятию с равными доходами.

«Наша цель заключена в интересах Кыргызской Республики. 26 марта выйдут результаты аудита, 95 процентов работы уже сделано», — заявил Оторбаев, выступая перед депутатами.

Депутаты согласились дать правительству отсрочку для принятия решения по «Кумтору» до конца марта.

«Кумтор» — золотодобывающая компания, которой владеет канадская компания «Центерра», Кыргызстан, в свою очередь, владеет почти 33 процентами акций «Центерры».

Парламент одобрил в начале февраля 2014 года предварительное постановление по созданию совместного предприятия между «Центеррой» и правительством Кыргызстана с равными долями акций.

«В противном случае — национализация»

Согласно решению депутатов, параллельно подготовке решения по реструктуризации «Кумтора», парламент будет готовить документ о национализации месторождения.

«Мы верим, что вы справитесь с работой. Через месяц будем обсуждать проект соглашения, и через меся ждем вас с хорошими вестями или, в противном случае, будет идти речь о национализации», — заявил спикер парламента Асылбек Жээнбеков.

Депутаты парламента, лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев и глава парламентской коалиции Феликс Кулов заявили, что если «Центерра» не согласится создать совместное предприятие, то Кыргызстан должен национализировать «Кумтор».

«Есть два пути. Первый путь — национализация, и второй путь — капитуляция. Других путей решения ситуации нет. […] Если мы выберем капитуляцию, то мы покажем несостояльность парламента. Мы развалим кыргызское государство. Здесь речь идет о независимости, о суверенности [Кыргызстана?]», — заявил Текебаев.

«Вы (правительство) просите отсрочку, то тогда давайте поставим окончательный срок 9 апреля, это четверг. Если правительство не сможет добиться улучшения, если правительство не сможет решить эту проблему, то нужно ставить вопрос о национализации», — сказал Кулов.

Лидер фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков предложил распустить правительство, если оно не сможет завершить работу по реструктуризации золотоперерабатывающего предприятия до начала апреля 2015 года.

«Просят два месяца. Мы не можем ждать два месяца. Если до конца марта не исполнят свои полномочия, то нужно избавиться от такого правительство», — сказал лидер социал-демократов в парламенте.

Турсунбеков также отметил, что «не видит необходимой решительность правительство».

Золотодобывающее предприятие «Кумтор» является камнем преткновения новых кыргызских властей с момента смены власти в апреле 2010 года. Спор идёт между тем, национализировать рудник или создать совместно с «Центеррой» новое предприятие с равными долями.

По теме: Как менялась доля акций Кыргызстана в «Кумторе» за 22 года

С национализацией парламент и эксперты связывают большие риски по выплате компенсаций канадской фирме, если она подаст в международные суды после передачи «Кумтора» в собственность Кыргызстана.

«Есть ли у нас гарантии того, что это золото не будет арестовано по международному ордеру, как только покинет границы Кыргызстана? И аресты будут накладываться до тех пор, пока канадская компания не получит сумму своего иска», — говорил в декабре 2014 года эксперт Шерадил Бактыгулов.

Тем не менее, разговоры о национализации начали звучать чаще от высокопоставленных чиновников ближе к концу 2014 года — тон этой дискусии задал лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев, позже идею поддержали несколько министров и президент Алмазбек Атамбаев.