Инициатор документа, депутат Нуркамил Мадалиев заявил, что закон касается некоммерческих организаций, которые получают финансирование из зарубежа и занимаются «политической деятельностью».
Такие НКО, согласно документу, будут причисляться к «иностранным агентам» и будут жестче контролироваться со стороны властей. Госорганы смогут проводить целый ряд мер против НКО — закрывать, если организация не действует согласно уставным целям, и проводить частые финансовые проверки.
«При признании какого-то НКО иностранным агентом мы исходим из двух факторов: если финансирование организации идет извне и отмечается участие НКО в политической деятельности. Мы не выступаем против НКО. Если они работают строго по уставу и не вмешиваются в политику страны, то никаких претензий к ним нет», — цитирует Мадалиева агентство 24.kg.
Депутат Ширин Айтматова назвала «необъективным» закон об «иностранных агентах», цитирует её агентство «АКИпресс». По её словам, государство само зависит от грантов международных организаций и других стран.
«Недавно мы получили немецкий грант на микрофинансовые объединения. Это диктует финансовую политику нашей страны. Или же строят перинатальный центр в Оше тоже на грантовые деньги, которые получены из вне. Если страна существует на грантовые вложения, то как мы можем указывать НПО, что это неправильно, что они получают средства из вне. Это необъективно», — сказала она.
Депутаты кыргызского парламента рассматривают уже вторую версию закона об «иностранных агентах». Закон является калькой с одноименного закона, принятого в 2012 году в России.
Первая версия законопроекта рассматривалась и была принята депутатами Жогорку Кенеша в 2013 году. Однако, президент Алмазбек Атамбаев отказался тогда подписывать закон.
В конце 2014 года президент Атамбаев одобрил идею закона об «иностранных агентах», объяснив необходимость принятия «национальной безопасностью» и желанием сделать работу некоммерческих организаций «прозрачной».
Тогда это вызвало неодобрение со стороны самих НПО, которые назвали высказывания президента «ошибочными» и предложили ему «сотрудничество вместо конфронтации».