Марио и телефоны: история мобильных игр от Nintendo

Компания Nintendo объявила, что будет выпускать игры для мобильных платформ: телефонов и планшетов. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев разобрался, почему это важно и чего стоит ждать.

Игровая компания Nintendo объявила 17 марта о партнерстве с другой японской корпорацией DeNA — фирмы будут выпускать игры для мобильных устройств.

Это — очень большой шаг для Nintendo, которая сейчас переживает не лучшие времена. Несмотря на то, что до убытков и тем более банкротства компании далеко, текущие поколения консолей Nintendo 3DS и WIi U продаются гораздо хуже предшествовавших им Nintendo DS и Wii.

Выпущенные в феврале этого года новые ревизии New Nintendo 3DS
Выпущенные в феврале этого года новые ревизии New Nintendo 3DS, последнего доступного на сегодня

Например, за три года существования Wii U было продано чуть больше 9 миллионов экземпляров консоли. За те же первые три года прошлого поколения консоль Wii продалась в количестве 67 миллионов штук.

Прибыль компании ежегодно падает, продажи сокращаются. Причина тому довольно проста — Nintendo всегда делала большие деньги на казуальных играх для всех (для примера, самая популярная игра на Wii — сборник спортивных игр Wii Sports, продавшийся тиражом в 83 миллиона экземпляров). С появлением планшетов и телефонов на Android и iOS, их повсеместным распространением, развитием free-to-play модели (при которой игры в магазинах приложений бесплатны, но геймплей привязан к системе монетизации) и ростом числа тайтлов в магазинах App Store и Google Play Market японская компания начала стремительно терять аудиторию.

Nintendo с момента появления на рынке Sony и Microsoft решила идти своим путём, не ввязываясь в технологическую гонку и делая ставку на казуальную аудиторию, а не хардкорных игроков. В итоге это сыграло с корпорацией злую шутку: если по Playstation и Xbox экспансия мобильных платформ ударила не так сильно, то Nintendo потребовались кардинальные меры.

Маркетологи и менеджеры компании советовали руководству начать разработку для мобильных платформ еще с 2012 года, но президент Nintendo Сатору Ивата решительно отрицал такую перспективу во множестве интервью вплоть до сегодняшнего дня.

Однако соглашение подписано: Nintendo будет делать игры для телефонов и планшетов. Плохо это или хорошо?

Во-первых, стоит оговориться о некоторых деталях партнёрства. Nintendo заявила о своих намерениях не просто выпускать игры для мобильных платформ. Компания собирается создать единую экосистему, объединяющую её текущие консоли Nintendo 3DS и Wii U, персональные компьютеры, телефоны и планшеты и новую анонсированную платформу NX, о которой ничего, впрочем, не было сказано.

В этой системе будет действовать платная подписка, которая обеспечит доступ к отдельным купленным играм с разных платформ. То есть получается, что реформа носит более глубокий характер — Nintendo не просто согласилась на разработку мобильных игр, она решила идти в ногу со временем и, кажется, наконец наладить собственную онлайн-систему. На сегодняшний день онлайн-магазин и мультиплеерный сервис Nintendo очень сильно отстает от аналогичных PSN и Xbox Live у Sony и Microsoft. Теперь всё может измениться.

Здесь стоит учитывать историю компании, с которой Nintendo заключила соглашение. DeNA занимается разработкой веб-систем и владеет крупной мобильной игровой платформой Mobage для знаменитых японских сотовых телефонов. DeNA может оказать существенную помощь Nintendo в этом вопросе и наладить эффективную интернет-систему для платформодержателя.

28l

Во-вторых, Nintendo пообещала, что новая ветвь развития компании никак не повлияет на разработку игр для полноценных игровых платорфм 3DS и Wii U, а также будущих поколений консолей. Разработкой мобильных игр будут заниматься специальные студии.

В-третьих, нужно учитывать подход Nintendo к собственным тайтлам и выпущенным проектам. Компания в последнее время экспериментировала с форматами (моушн-контроллер Wii, двойной экран портативной DS, 3D-изображение без очков 3DS) и каждый раз она демонстрировала трепетное отношение к собственным разработкам. Для каждой новой идеи компания сменяла вектор у уже имеющихся тайтлов и выпускала игры, заточенные под особенности консоли.

С мобильными платформами исключений, скорее всего, не будет. На телефонах и планшетах появятся не просто ремейки Super Mario Bros. и The Legend of Zelda (о чём заявил сам Ивата), а новые полноценные тайтлы, ориентированные на сенсорное управление. Впрочем, без классических персонажей Nintendo они, естественно, не обойдутся — в них появятся и Марио, и Линк, и Кирби, и семейство Покемон.

super-smash-bros-3ds-wii-u-trailer

Здесь кроется одна из ключевых причин, по которой приход Nintendo на мобильные платформы был столь ожидаем. Нельзя отрицать умение компании делать потрясающие сбалансированные казуальные проекты (в последнее время компания подтверждает свои способности и в фритуплей моделях — условно-бесплатная Pokemon Shuffle для Nintendo 3DS тому пример), но самое важное в этом заявлении — бренд.

На Nintendo играют очень мощные мультикультурные бренды, которые выходят далеко за пределы игровой индустрии. Появление проектов Sony и Microsoft на рынке мобильных игр было бы гораздо менее громким, потому что персонажи Мастера Чифа, Кратоса и Нэйтена Дрейка редко упоминаются вне игрового контекста. Марио, Зельда и Покемоны в отличие от них — иконы мирового масштаба, не требующие ни раскрутки, ни рекламы.

В конце концов может оказаться, что это соглашение сыграют на руку для всех. Nintendo вернёт былые позиции и финансовые показатели и завоюет новую (точнее, давно потерянную) аудиторию, казуальные игроки получат качественный игровой опыт на доступных платформах (то есть, телефонах и планшетах), а преданные фанаты японского платформодержателя обзаведутся дополнительными возможностями внутри новой экосистемы Nintendo.