Член Совета адвокатов Нурбек Токтакунов заявил, что спецслужбы нарушили адвокатскую неприкосновенность в ходе обыска в ошском офисе и в домах юристов правозащитной организации «Бир Дүйнө».

Токтакунов заявил в интервью Kloop.kg, что сотрудники Госкомитета национальной безопасности создали «нехороший прецедент», проведя обыски у адвокатов Хусанбая Салиева и Валерьяна Вахитова.

Обыски в домах Салиева и Вахитова и в ошском офисе правозащитной организации «Бир Дүйнө» проходили вечером 27 марта. В ходе обыска, по словам адвокатов, были изъяты рабочие ноутбуки и материалы уголовных дел, которые они ведут.

«Естественно, мы возмущены. […] Любые действия [в отношении адвокатов]: истребование, изъятие осмотр, проверка, копирование документов, сбор и использование информации, связанной с юридической помощью по конкретному уголовному делу ― это все допускается лишь в случае привлечения адвоката в качестве обвиняемого. А привлечь его в качестве обвиняемого можно только после возбуждения уголовного дела Генеральным прокурором, либо его заместителем», ― сказал он.

По словам самих Салиева и Вахитова, никаких обвинений им предъявлено не было, а обыски проводились по уголовному делу, возбужденного в отношении американского журналиста Умара Фарука, обвиняемого в «экстремизме».

Токтакунов говорит, что спецслужбы нарушили независимость адвокатской деятельности и неприкосновенность самих адвокатов.

«Я расцениваю эти обыски, как продолжение процесса реакции. Сначала наезды на неправительственные организации ― закон “об иностранных агентах” полным ходом готовят к принятию, теперь ограничение адвокатской деятельности. Начинаются процессы, когда ставят на место адвокатов ― раньше-то их не трогали, хотя бы адвокатов не трогали», ― считает Токтакунов.

Салиев и Вахитов подали днем 28 марта жалобу в Генеральную прокуратуру, в которой назвали обыски в их домах нарушением Уголовно-процессуального кодекса и закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

Токтакунов говорит, что он лично передал жалобу в приемную генпрокурора Индиры Джолдубаевой. Он добавил, что сама Джолдубаева «не посчитала нужным принять жалобу».

«Я считаю, что это беспрецедентный случай, который находится в компетенции генпрокурора ― глава ведомства сама должна реагировать на этот серьезный случай. Когда-нибудь и ей может понадобиться адвокат ― об этом она забыла немного», ― говорит Токтакунов.

В пресс-релизе Совета адвокатов, который вышел днем 28 марта, говорится, что, помимо неприкосновенности и независимости адвокатов, сотрудники ГКНБ нарушили «адвокатскую тайну», проверкой документов по уголовным делам, которые ведут Салиев и Вахитов.

Совет адвокатов будет добиваться рассмотрения жалобы Салиева и Вахитова и призывает «принять строгие меры» в отношении сотрудников ГКНБ, предусмотренные законом за нарушение неприкосновенности адвокатов.

Обыски в «Бир Дүйнө»

Салиев и Вахитов в своей жалобе генпрокурору Индире Джолдубаевой пишут, что, согласно санкции Ошского городского суда на обыск, им вменялась передача своих визитных карточек и постановлений о привлечении в качестве обвиняемых Салибаева И. и Юсупова А., которые обвиняются в «наемничестве», «передаче, хранении и сбыте оружия» и «разбое».

Кроме того, адвокаты якобы передали копии перевода результатов теологической экспертизы по выступлениям бывшего имама мечети Кара-Сууйского района Рашода Камалова, который обвиняется спецслужбами в религиозном экстремизме и «отправке людей в Сирию»

«Однако содержание заключения теологической экспертизы было обнародовано пресс-службами органов милиции в СМИ с нарушением принципа презумпции невиновности нашего подзащитного. По указанным делам, мы не давали подписку о неразглашении материалов предварительного следствия», ― говорится в жалобе Вахитова и Салиева.

В своей жалобе адвокаты попросили проверить законность действий ГКНБ, «незамедлительно» вернуть изъятые вещи, которые относятся к уголовным делам их подзащитных и «принять меры за нарушение адвокатской неприкосновенности».

Умар Фарук

Госкомитет национальной безопасности заявил, что обыски в ошском офисе и в домах юристов «Бир Дүйнө» связаны с задержанием американского журналиста Умара Фарука.

По данным спецслужб, Фарук подозревается в «экстремизме». При задержании у него нашли материалы дела, возбужденного против лидеров «Хизб-ут-Тахрира» и «отдельных представителей террористических группировок».

«[У Фарука были найдены] также DVD-диски с видеоматериалами религиозно-экстремистского и террористического характера, с призывами к «джихаду» и межрелигиозной розни», ― говорится в пресс-релизе ГКНБ.

Пресс-служба ведомства сообщила, что копии следственных документов, найденных у американского журналиста, были переданы Салиевым и Вахитовым ― это и стало причиной обыском в домах адвокатов и в офисе правозащитной организации «Бир Дүйнө».

Они отмечают, что при обыске были якобы найдены и изъяты флешки, DVD-диски, листовки и брошюры «религиозного содержания». О рабочих ноутбуках и уголовных делах в сообщении ведомства ничего не сказано.

Пресс-служба ГКНБ оказалась недоступна для комментариев по жалобе адвокатов и обвинений о «незаконности» их обысков.

По словам корреспондента Kloop.kg в Оше Шохруха Саипова, Умар Фарук находился в южной столице с 15-16 марта и занимался сбором материалов для статей о межэтническом конфликте, произошедшем в июне 2010 года, а также о людях, которые отправляются воевать в Сирию.

Фарук является внештатным репортером и пишет для таких американских и международных изданий, как «Уолл Стрит Джорнал», «Лос-Анджелес Таймс» и «Аль-Джазира».