Премьер-министр Джоомарт Оторбаев уйдет в отставку, если парламент захочет национализировать канадское золотодобывающее предприятие «Кумтор». Его уход повлечет автоматическую отставку кабинета министров.

Оторбаев поставил такой ультиматум 7 апреля во время заседания парламентского комитета по топливно-энергетической политике и озвучил его вновь на следующий день на депутатском заседании.

Он заявил, что готов предложить свой пост любому человеку, который решит вопрос «Кумтора» — золотодобывающего предприятия, которым владет канадская компания «Центерра». Кыргызстан, в свою очередь, владеет 33 процентами в «Центерре».

«Моя принципиальная позиция — я против национализации. Если кто-то другой представит программу разрешения вопроса реструктуризации «Кумтора», то я готов уйти в отставку, и пусть этот человек разрешает эту проблему. Если парламент начнет процесс национализации, то я заявляю, что уйду в отставку», — сказал Оторбаев на заседании парламента 8 апреля.

Парламентский комитет по топливно-энергетическому комплексу признал работу правительства по подготовке нового соглашения по реструктуризации «Кумтора» и созданию совместного предприятия (СП) «неудовлетворительной».

Премьер-министр Джоомарт Оторбаев признался, что создание СП с канадской «Центеррой Голд», где у сторон были бы равные права, является «невыгодным» для Кыргызстана, а также раскритиковал инициативы депутатов национализировать золотодобывающее предприятие.

«Нельзя национализировать золоторудное месторождение. В случае его национализации, вся ответственность ляжет на нас. Специалисты на данный момент констатируют не очень хорошее состояние рудника», — цитирует Оторбаева пресс-служба парламента.

Правительство должно было представить соглашение по созданию СП до конца марта 2015 года — депутаты пригрозили кабинету министров, что начнут процесс национализации «Кумтора», если стороны не договорятся.

Возможность национализации «Кумтора»

Параллельно с переговорами правительства по созданию совместного предприятия депутаты начали обсуждение законопроекта о национализации «Кумтора».

Согласно документу, предлагается национализировать все имущество «Кумтора», включая производственные объекты компании. В законе также прописывается возможность выплаты компенсации канадской компании «Центерра», которая владеет 100 процентами «Кумтора».

Однако, депутаты пишут, что компенсация должна выплачиваться с вычетом экологического ущерба, который был нанесен при добыче золота.

Упоминается «уничтожение» 300 млн. кубических метров льда, а также будущие затраты на восстановление окружающей среды на руднике.

Глава «Кыргызалтына» Токон Мамытов заявил тогда, что в законопроекте о национализации «есть противоречия».

В своем интервью vb.kg Мамытов говорил, что кроме противоречий в законопроекте, никто из сторонников национализации «не представил конкретной программы» этого процесса.

«[Программа] должна быть научно обоснованной, экономически рассчитанной, финансово подкрепленной и юридически закрепленной. Собственно говоря, это тот план действий, который позволяет государству провести национализацию цивилизованно, с учетом кыргызского и международного законодательства», — цитирует Мамытова vb.kg.

Переговоры длятся уже три года. На последнем раунде переговоров, который проходил с 23 по 30 марта, должны были обсуждать вопросы экологического характера — Кыргызстан требует от «Центерры» выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный экологии на руднике и в близлежащих районах.

Кроме депутатов, за национализацию высказался и президент Алмазбек Атамбаев, который сказал в ноябре 2014 года, что Кыргызстан «упустил создание совместного предприятия», так как канадский суд арестовал более 50 из 77 млн. акций Кыргызстана в «Центерре» по другим международным судебным разбирательствам.

«В такой ситуации мы уже не сможем даже совместного предприятия создавать, потому что акции наши, получается, что большая часть, арестованы. То есть, мы момент, когда можно было создать совместное предприятие между Кыргызстаном и “Центеррой” упустили, к сожалению», — заявил тогда Атамбаев.

Переговоры по новому соглашению продолжаются с осени 2012 года.