Город Донецк — самый крупный из тех, что оказались в зоне боевых действий украинского конфликта. Уже почти год жители города пытаются поддерживать в нём элементы мирной жизни, несмотря на очень сложную ситуацию.
Повествование ведётся от лица Бектура Искендера
Это была уже третья моя поездка в Донецк с начала украинского конфликта. Она же получилась самой длительной — на этот раз я провёл в городе, в общей сложности, почти десять дней.
Самым удивительным для меня в Донецке остаётся то, как город умудряется жить своей жизнью, пусть и с большим количеством нюансов, связанных с конфликтом.
В самые худшие дни конфликта Донецк подвергался обстрелам, но страдали не все районы города. Может быть поэтому городу удалось сохранить своё лицо, несмотря ни на что.
Конечно, теперь жители стали совсем иначе воспринимать географию своего города. Какие-то районы считаются более опасными, но сегодня главный критерий — не уровень уличного криминала, а риск обстрелов в случае возобновления активных военных действий.
В центр города снаряды в течение всего конфликта попадали не так часто (если сравнивать с другими районами города), поэтому сегодня, особенно когда наступило относительное затишье, Донецк живёт по какому-то совершенно удивительному распорядку.
С одной стороны, инфраструктура города не перестаёт работать. По Донецку продолжают ездить, например, шикарные сочлененные троллейбусы — наследие тех времен, когда город готовился к чемпионату Европы по футболу:
С другой стороны, какие-то объекты инфраструктуры находятся в некотором упадке. Например, в подземных переходах торговля не такая интенсивная, как была раньше, поэтому они могут быть пустыми и довольно тёмными:
Трамваи ходят:
ДНРовцы даже стали печатать новые трамвайные билеты:
Городские службы чинят прорвавшую трубу:
Но, например, на центральном рынке большая часть киосков закрыта. Торговля чаще идёт прямо с грузовиков:
Продовольствие доставляется, но владельцам фур приходится отстёгивать немало денег на блок-постах (если ехать с территории под контролем Украины), поэтому к моменту прибытия в Донецк товары становятся значительно дороже.
Какие-то магазины уже собираются переходить частично на рубли:
«Макдональдсы» перестали работать:
Зато в магазинах продаются доселе невиданные сувениры:
Из России привозят гуманитарную помощь:
О ней говорят самое разное — кто-то подтверждает, что она доходит до населения, кто-то её в глаза никогда не видел:
К этим белым российским грузовикам было приковано немало внимания. Были опасения, что в них, в том числе, возят вооружение. На самом деле сложно представить, чтобы именно в этих конвоях доставляли оружие — уж слишком публично это делается и с максимальным привлечением прессы:
Если Россия и поставляет вооружение в ДНР, то точно не будет делать это в заметных белых грузовиках с гигантскими логотипами МЧС:
Есть ещё гуманитарная помощь от олигарха Рината Ахметова, чьи предприятия продолжают работать даже на территории под контролем ДНР. Но на раздачу «ахметовской» гуманитарки я так и не попал.
Многие рекламные баннеры в Донецке пустуют. Их используют для политических посланий:
Где-то осталась старая реклама:
Где-то рекламируются «Патриотические силы Донбасса»:
В центре города можно найти ракурсы, с которых конфликт практически не виден:
Площадь Ленина визуально всё та же, только на стелле вместо украинского флага висит ДНРовский (в прошлом мае я застал удивительный момент, когда там висело сразу два флага):
Многие кафе работают:
Точно неизвестно, сколько сейчас людей живёт в Донецке. До конфликта его население составляло чуть больше миллиона человек. Если добавить примыкающую к Донецку Макеевку, то общее население агломерации достигало полутора миллионов.
Сейчас, очевидно, людей в городе намного меньше. Но вывести какое-то более-менее точное число покинувших город сложно. Одна из причин — многие дончане постоянно кочуют в зависимости от того, насколько спокойная ситуация в городе.
В периоды обострения конфликта в городе бывало пустынно, но сейчас, когда ситуация относительно спокойная, многие жители вернулись:
И вообще весна:
Днём можно часто увидеть, в том числе, и взрослых, гуляющих с детьми:
И детей постарше, гуляющих самостоятельно:
С гуляющими детьми соседствует военная техника. Иногда едешь по Донецку, а на перекрестке какая-нибудь БМП поворачивает:
И люди с оружием в руках смотрят на тебя из грузовика:
Танки и БМП испортили асфальт на некоторых проспектах города. Теперь, когда едешь по ним, шины издают характерное жужжание от соприкосновения с бороздками от гусениц:
Вооруженных или людей в камуфляже по городу ходит значительно меньше, чем, скажем, весной прошлого года или даже в ноябре. Иногда встречаются:
Но в целом идёт формализация структур ДНР. По российскому образцу, милицию переименовали в полицию и сшили для неё новую форму:
С февраля ситуация в городе относительно спокойная. Это означает, что боевые действия не происходят ближе зоны аэропорта. Эти следы от пуль в окне трамвая — старые:
В ноябре я был в Петровском районе Донецка, который серьёзно пострадал от обстрелов. На этот раз я посетил ещё один многострадальный район, Киевский, который находится ближе всех к аэропорту:
В Киевском районе — хотя он и находится близко к центру города — работает меньше магазинов, аптек и ресторанов. Многие обломки уже собраны и подчищены, а о последствиях взрывных волн напоминают, в основном, только выбитые стекла:
Путиловский мост вёл к аэропорту. Когда-то это была шикарная новая развязка:
Железнодорожный вокзал перестал работать летом прошлого года, когда подвергся серии обстрелов. Сегодня возобновлен только один железнодорожный маршрут, из Донецка в Луганск. Поэтому вокзал, в основном, пустует:
Тем не менее, даже сюда ходит общественный транспорт:
Вокзал Донецка, как и многие другие объекты, был обновлён к чемпионату Европы по футболу. Сегодня о чемпионате напоминают только старые палатки фан-зоны, на фоне которых — пострадавшее от обстрела здание:
Спецрепортажи Kloop.kg об Украине:
Март 2015:
Часть I: Как Киев и Донецк болели за «Шахтёр»
Часть II: Беспорядки в Константиновке
Часть III: Неизвестные города линии фронта
Часть IV: Эксгумация тел украинских солдат
Ноябрь 2014:
Часть I: Легенды и мифы современной Украины
Часть II: Мега-интервью одного из лидеров ДНР
Часть III: История гомофобной вывески в здании ДНР
Май 2014:
Часть I: Киев
Часть II: Донецк
Часть III: Днепропетровск
Часть IV: Одесса
Часть V: Митинги из-за одесских выборов
Часть VI: Львов
Февраль 2014:
Часть I
Часть II
Часть III
Бонусная часть