Главный редактор Kloop.kg Бектур Искендер отправился на народные деньги в Украину, чтобы посмотреть, что происходит в стране на фоне президентских выборов и кризиса на востоке.
Повествование ведётся от лица автора
Подробнее о сборе средств на эту поездку + твиттер-хроника Бектура Искендера
Другие части серии:
Часть I: Киев
Часть II: Донецк
Часть III: Днепропетровск
Часть IV: Одесса
Часть V: Митинги из-за одесских выборов
Зимняя серия репортажей из Киева:
Часть I
Часть II
Часть III
Бонусная часть
Пока я был во Львове, бои на востоке Украины становились всё серьёзнее. Каждый день приходили новости о новых погибших и раненых, но на западе страны всего этого не чувствовалось.
Это не означает, что львовяне — аполитичны. В центре города через колонки передавались последние сводки. Люди внимательно следили за новостями через смартфоны, телевизоры и автомобильные радиоприёмники.
И не забываем, что в киевском «Евромайдане» было особенно много жителей западной Украины. Если посмотреть на список погибших в феврале, то в графе «место рождения» будет часто фигурировать Львовская, а также Волынская или Тернопольская области.
Но в родном городе львовянам удалось сохранить поразительное спокойствие.
Здесь чувствуешь себя как в какой-нибудь Чехии — всё спокойно и размеренно, обновлённая инфраструктура внутри старого города, люди ездят на велосипедах и трамваях.
Во Львове есть некоторые признаки пост-советского города, ярко выраженные в архитектурном стиле этого рынка, например:
Но стоит пройти от Привокзального рынка какие-то 100 метров и открываются такие виды:
Основной поток туристов во Львове — из России. В последнее время их стало меньше, и львовяне опасаются неудачного туристического сезона.
Львов известен своими кафе и ресторанами. Их там тысячи! И чтобы выжить в условиях невероятной конкуренции, они придумывают безумные идеи для привлечения клиентов.
Успешное львовское кафе — обязательно тематическое. Среди россиян, как ни парадоксально, особой популярностью пользуется «Крыивка» — кафе, имитирующее схрон бандеровцев времён Второй мировой.
Персонал может откалывать антирусские шуточки на грани фола, но всё это — не более, чем маскарад для туристов (причём для российских, в первую очередь). На фоне внезапной раскрутки темы «бандеровцев» на российском телевидении, это заведение переживает второе рождение.
В принципе, на этом рассказ о жутких «фашистах» и «бандеровцах» можно и заканчивать. Во Львове совершенно не чувствуется какого-то засилия ультраправых.
Окей, я нашёл одну свастику:
Но концентрация нацистских символов — не больше (если не меньше), чем практически в любом европейском или российском городе.
Конечно, за пределами западной Украины лютую, бешеную ненависть может вызвать такое явление:
Или такое (памятник «жертвам коммунистических преступлений»):
Но важно понять следующее:
Первое — многие украинцы не считают Бандеру фашистом, указывая на то, что он сам просидел три года в нацистском концлагере.
Второе — в Украине выработалось определение «национализма», которое не имеет ничего общего с тем, как этот термин используется, например, в России.
Если в России под «национализмом» подразумевается нечто негативное — как правило, угнетение на этнической почве, — то в Украине выработалась идея «национализма» как защиты интересов своей страны.
Достаточное большое количество украинцев, и особенно львовян, сказали мне, что считают себя «националистами» в том смысле, что они любят свою страну. При этом, к нацизму или фашизму они относятся крайне отрицательно.
В Украине стало популярным использовать термин «политическая нация» и говорить об идее «украинцев как граждан», а не представителей этноса.
На этом фоне неудивителен, например, рост любви ко всему крымско-татарскому.
Крымские татары, с их поддержкой единой Украины, стали восприниматься как неотъёмлемая часть украинской «политической нации».
Кроме того, многие украинцы признавались мне, что им стыдно перед крымскими татарами за то, что не смогли отстоять их интересы в Крыму.
Всего с марта этого года в «материковую» Украину переселились от 7 до 10 тысяч жителей Крыма. Солидная их часть осела именно во Львовской области — речь идёт где-то о 3 тысячах человек. Не все из них крымские татары.
Я встретился во Львове с крымчанином Сергеем — активистом симферопольского «Евромайдана», которого, как он говорит, стали преследовать пророссийские власти Крыма после акций за единую Украину.
Давайте послушаем его историю:
На фоне политического кризиса, во Львове, как и во многих других городах западной и центральной Украины, резко вырос интерес к символике страны, а также к вышиванкам и другим национальным костюмам.
Если на юге и востоке Украины, и особенно в Крыму, действительно присутствуют сепаратистские настроения у части общества, то среди сторонников единства страны — как на западе, так и в остальных частях Украины — происходит невероятное единение.
И чем дольше будет длиться конфликт в Донбассе, тем сплоченнее будут становиться те, кто считают себя украинцами вне зависимости от своего этнического происхождения.
Другие части серии:
Часть I: Киев
Часть II: Донецк
Часть III: Днепропетровск
Часть IV: Одесса
Часть V: Митинги из-за одесских выборов
Зимняя серия репортажей из Киева:
Часть I
Часть II
Часть III
Бонусная часть
Отличный репортаж, интервью тоже понравилось. По Львову пробила ностальгия :-)