Главный редактор Kloop.kg Бектур Искендер отправился в Киев, чтобы посмотреть своими глазами, как живёт столица Украины сразу после свержения президента Виктора Януковича.


Другие части серии:

Часть I

Часть III
Бонусная часть

Весенняя серия репортажей из Украины:

Часть I: Киев
Часть II: Донецк
Часть III: Днепропетровск
Часть IV: Одесса
Часть V: Митинги из-за одесских выборов
Часть VI: Львов

Далее повествование идёт от лица Бектура Искендера

На второй день пребывания в Киеве как-то уже привыкаешь к Майдану, баррикадам, людям из самообороны. Наверное, потому, что все они никак не мешают повседневной жизни города.

В Киеве почти не работает государственная милиция. То есть, на улицах я не вижу ни участковых, ни дорожно-патрульной службы, никого из официальных правоохранительных органов. Казалось бы, тут весь криминал и мародёры должны выползти и начать свои тёмные дела.

Но нет. В Киеве я себя сейчас чувствую безопаснее, чем в большинстве городов, в которых я бывал за последний, скажем, год. Сегодня я брал интервью у активистки «Евромайдана» (для одного из будущих материалов) и после решил проводить её до станции метро, хотя было уже часов 10 ночи или что-то вроде того.

А потом пошёл пешком до квартиры, где я обитаю. По дороге зашёл в супермаркет. А когда подходил к своему подъезду, то вдруг задумался — глядя на каких-то подростков-школьников, болтающих во дворе — что никому вообще не страшно по улицам ночью ходить, даже мне.

То есть, в тёмное время суток улицы центра Киева выглядят примерно так:

kyiv-feb25_0031

И водители зачем-то ездят, не нарушая правил. На красный свет останавливаются. Пешеходов пропускают на зебрах.

Мало какой город в мире сейчас более сюрреалистичен, чем Киев.

Контрасты

Контрасты в Киеве исключительно визуальные. То есть, что я имею в виду — в целом обстановка спокойная, никакого всплеска преступности, насилия или чего-то в этом роде. Город живёт своей жизнью обычной.

Ну, хорошо, демонстрация идёт на Майдане незалежности — но и это уже как-то стало неотъемлемой частью обычной жизни Киева.

А вот с визуальной точки зрения контрастов так много, что любой фотограф может манипулировать этим, как ему/ей вздумается. Может быть поэтому один бишкекский журналист пытался убедить меня вчера, что Киев «наполовину разрушен».

Что ж, можно, конечно, под таким углом снять Киев, что будет похоже на Балканы в начале 90-х:

kyiv-feb25_0005

Только суть в том, что сразу за этим трофейным БТРом вы увидите вот такую картину:

kyiv-feb25_0010

«Ресторан працює» означает «ресторан работает». Да, японский ресторан, прямо на Майдане незалежности! Сразу за БТРом. Открыт и рад принимать гостей. Послушал речь какого-нибудь Кличко и съел суши. Классно же.

А рядом с японским рестораном работающий банк. Банк! На Майдане! Полный денег!

kyiv-feb25_0009

Можно сделать драматичное фото обгоревшей колоннады стадиона «Динамо». Этот снимок как раз создаёт гнетущее впечатление якобы «полуразрушенного Киева»:

kyiv-feb25_0012

Только суть в том, что напротив стадиона можно преспокойно дёрнуть кофейку — работает себе «Кофе Хауз», будто вокруг ничего не происходило. Даже гирлянды включили.

kyiv-feb25_0011

Можно ещё сделать драматичное фото сгоревшего КамАЗа в самом центре Киева, на улице Садовой, и даже подписать каким-нибудь леденящим кровь кэпшном:

КИЕВ НАПОЛОВИНУ РАЗРУШЕН!!!!111
ААА!!!111 КИЕВ НАПОЛОВИНУ РАЗРУШЕН!!!!111

А потом пройти по Садовой метров 50 до злополучной Институтской (где были самые ожесточенные бои в прошлый четверг), повернуть на ней направо и увидеть вот это:

kyiv-feb25_0027

Мидии! В соусе шампань! На Институтской! Меньше недели назад в 100 метрах от этого места происходило следующее:

Осторожно, очень страшное видео, в котором много крови и тел погибших людей! Детям не показывать ни в коем случае.

Место, где было снято это видео, сегодня выглядит так:

kyiv-feb25_0028

Я считаю, что «мидии в соусе шампань» и прочие атрибуты мирной жизни — это показатель невероятной силы духа киевлян, каких бы взглядов они не придерживались.

Жителям столицы Украины меньше всего хотелось ввергать свой город в хаос и уныние, поэтому сегодня, возле ещё одного сожжённого на Садовой грузовика, преспокойно работает себе продовольственный магазин. С 8 утра до 10 вечера, как положено. А рядом Майдан. И ничего. Всё равно никто не тронет, ни одного мародёра в городе:

kyiv-feb25_0026

Поэтому ресторан «Пузата хата» возле этой баррикады на Крещатике работает в обычном режиме, и народу там полно, между прочим. Сам видел собственными глазами, ибо обедал там сегодня:

kyiv-feb25_0002

«Макдональдс» возле другой баррикады на Крещатике тоже работает преспокойненько. Послушал речь какого-нибудь Тягнибока и съел Биг Мак. Классно же (не считая вреда от холестерина):

kyiv-feb25_0003

Послушал речь какого-нибудь Яценюка и ещё раз дёрнул кофейку, на Крещатике:

kyiv-feb25_0030

Послушал речь какого-нибудь и.о. президента Турчинова и — о, боги! — тут же рядом, возле Киевской городской рады, самооборонец на фортепиано лабает:

kyiv-feb25_0033

Игра на фортепиано человеком в маске во время массовых демонстраций — это ещё больший сюрреализм, чем вчерашняя библиотека для митингующих. Это как если бы после кыргызской революции 2010 года кто-нибудь сел бы играть на фортепиано перед зданием Бишкекского городского кенеша.

Я не мог не заснять это на видео (простите за качество видеоcъёмки и за качество игры пианиста тоже, но парень старался как мог):

Поэтому любой, кто говорит вам, что Киев «наполовину разрушен» — лжец, который просто сейчас не в Киеве находится.

Сами киевляне, тем временем, поражают своим умением радоваться жизни в любой момент истории:

kyiv-feb25_0017

Теперь вернемся к политике, куда ж без неё, родимой.

Политика

А политика такова, что Евромайдан и не думает расходиться.

kyiv-feb25_0035

Потому что украинцы решили на этот раз доводить революцию до конца и сразу же начинать отслеживать каждый шаг новых властей. И.о. президента Турчинов пытался было призвать людей разойтись.

Хренушки.

«Евромайдановцы» выдвинули в ответ целый ряд требований к новым властям, среди которых назначение выборов в Верховную Раду, например. Никто не собирается покидать Майдан незалежности, пока не пройдут все новые выборы: президента, Верховной Рады, Киевской городской рады и так далее.

Поэтому дрова рубят так, что брёвен хватит, наверное, до конца весны, когда выборы президента пройдут:

kyiv-feb25_0008

Ещё одно требование — это люстрация, то есть недопуск к власти тех, кто с этой кормушки уже питался:

kyiv-feb25_0019

Под люстрацию могут попасть почти все политические лидеры «Евромайдана», между прочим. И к ним — к Тягнибоку, Яценюку, Кличко, Турчинову, Тимошенко — отношение у большинства демонстрантов наипрохладнейшее. Активистка Олеся, стоявшая на Майдане с самого ноября 2013 года, так и сказала мне прямым текстом: «Это не мы присоединились к ним, а они присоединились к нам».

Днём 25 февраля «Евромайдан» озвучил свои требования. Вечером Виталий Кличко послушно отчитывался перед публикой и обещал золотые горы, в числе которых — формирование в среду нового кабинета министров с непосредственным участием демонстрантов и под их строгим контролем:

kyiv-feb25_0029

Что нисколько не прибавляет доверия демонстрантов к политикам новой власти. Поэтому держат они их на коротком поводке, благодаря тем самым отрядам самообороны в том числе.

Каждое госучреждение находится под охраной самообороны. Кабинет министров, например:

kyiv-feb25_0016

Верховная Рада, разумеется, тоже. Самооборонцы вообще не агрессивны (по крайней мере, пока что). Вот девочки торт захотели отнести какому-то депутату. Ради Бога:

kyiv-feb25_0018

К журналистам самооборонцы особенно дружелюбны. Достаточно показать бейдж любого качества (хоть напечатанный на офисном принтере, как мой) и иметь какой-нибудь фотоаппарат в руках, как они готовы пропустить тебя практически куда угодно (кроме Национального банка, пожалуй). Эти самооборонцы пропустили меня на территорию Верховной Рады:

kyiv-feb25_0020

Правда, заседаний там в этот момент не было, поэтому я ограничился экскурсией по двору Рады. Внезапно встретил Филарета, патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата. Тоже ключевая фигура «Евромайдана», потому что УПЦ КП всё время была на стороне демонстрантов:

kyiv-feb25_0021

И вдруг увидел, что немало транспарантов вешается на внутреннюю сторону ограды вокруг Верховной Рады. Чтобы их видели именно депутаты:

kyiv-feb25_0034

Парень махал мне рукой, думая, что я его снимаю. Он понятия не имел, что на другой стороне забора висит призыв роспуска Рады, который я как раз и фотографировал:

kyiv-feb25_0023

Депутаты, меж тем, находятся в таком страхе, как никогда, наверное. Причём неважно, регионал ты, «свободовец» или «батькивщиновец». Вот депутат от партии «Свобода» Юрий Михальчишин до позднего вечера отчитывался перед собравшимся у забора Рады народом:

kyiv-feb25_0024

Зрелище такое необычное, что стоит его увидеть. Заранее прошу прощения за тряску камеры, на заборе пришлось повисеть:

И тут возникает вопрос — а что за силы стоят за «Евромайданом», за самообороной? Кто депутатов-то за причинные места держит?

И снова контрасты

Ответа пока нет. Демонстранты представляют из себя такую разношерстную группу людей, что выделить в них какое-то одно течение представляется сложным.

На востоке Украины переживают, что больше всех среди демонстрантов выигрывает движение «Правый сектор». В Донецке их называют «бандеровцами» и «фашистами». Сами они, впрочем, фашистами себя не считают.

kyiv-feb25_0036

Мне довелось сегодня побеседовать с людьми, которым «Правый сектор» симпатичен. Один из их контраргументов на «фашистов» — это то, что Степан Бандера, лидер украинских повстанцев во Второй мировой войне, сам сидел в немецком концлагере.

Тем не менее, активность «Правого сектора» после свержения Януковича наводит ужас на многих жителей востока Украины и Крыма, вызывая у них лютую, бешеную ненависть.

Но не забывайте, что «Правый сектор» является всё-таки скорее меньшинством на «Евромайдане» на самом деле. К демонстрациям они окончательно подключились, когда протесты против Януковича уже шли полным ходом.

И у тех, кто начинал «Евромайдан» — а начинала его молодёжь скорее либеральных, чем правых взглядов — сейчас на душе самые смешанные чувства от того, что нынче они бок о бок с «Правым сектором».

Как сказала мне уже упоминавшаяся выше активистка, их правую идеологию в «Евромайдане» разделяют далеко не все. Но, в то же время, без «Правого сектора» «Беркут» давно уже смёл бы демонстрантов первым же серьёзным штурмом.

Правые внезапно стали единственным движением, которое оказало реальный физический отпор во время штурмов. А затем, по одной из версий, так запугали Януковича возможным захватом госучреждений, что тот быстро подписал соглашение с оппозицией и смылся из Киева восвояси, оставив людям на радость золотые буханки хлеба и корабль в пруду (я может быть ещё съезжу посмотреть на эти чудеса, если успею).

И остальные на «Евромайдане» вроде как и благодарны «Правому сектору» за всё это, но и немного побаиваются.

Впрочем, надо признать, что «Правый сектор» ведёт себя в эти дни мирно и никого не трогает. Ну, правда, вывешивает на Майдане портрет ненавистного на востоке Степана Бандеры:

kyiv-feb25_0037

Что не мешает расположиться неподалёку палаткам жителей Донецка:

kyiv-feb25_0004

И — что ещё интереснее — совершенно не мешает развеваться на Майдане российским триколорам. Этот привезли сторонники «Евромайдана» из Москвы:

kyiv-feb25_0001

Этот привезли откуда-то из приграничных с Украиной областей России:

kyiv-feb25_0006

Под ним открыто «посольство России на Майдане»:

kyiv-feb25_0007

Об хитросплетения украинской политики мозг сломать можно, ей богу.

Но я стараюсь разобраться во всём. Если есть какие-то вопросы, пишите в форме для комментариев под материалом.

Другие части серии:

Часть I

Часть III
Бонусная часть

Весенняя серия репортажей из Украины:

Часть I: Киев
Часть II: Донецк
Часть III: Днепропетровск
Часть IV: Одесса
Часть V: Митинги из-за одесских выборов
Часть VI: Львов