Город Светлодарск и поселок Мироновский находятся в Донецкой области, под контролем Украины. Они были малоизвестны даже в пределах своей области, пока в 15 км от них не разгорелись бои за город Дебальцево.
Повествование ведется от лица Бектура Искендера
Светлодарск и Мироновский стали регулярно попадать в сводки новостей в феврале, когда в эти два населенных пункта стали залетать снаряды.
Всего в 15 километрах от них находится печально известный город Дебальцево — арена ожесточенных столкновений между армией Украины и силами самопровозглашенных Донецкой народной республики (ДНР) и Луганской народной республики (ЛНР).
Дебальцево еще долгое время будет предметом споров — город находился под контролем Украины, но участок вокруг него врезался кишкой в территории под контролем ДНР и ЛНР.
Силы пророссийских сепаратистов, несмотря на подписанное 12 февраля соглашение о перемирии, решили «выровнять» свои границы. Окружив Дебальцево со всех сторон, они вынудили украинскую армию эвакуироваться оттуда 18 февраля после серии боёв, в которых погибло более 500 мирных жителей.
После выхода украинских войск из Дебальцево, Светлодарск и Мироновский оказались на самой линии фронта. Оба населенных пункта тоже пострадали от дебальцевских боёв.
Сегодня дорога в Светлодарск пустынна. На пути нам, в основном, встречается такой транспорт:
На трассе от Артёмовска до Светлодарска стоят украинские блок-посты, которые фотографировать строго запрещено. Но военные не против портретов на фоне деревьев:
Взорванный мост восстановлен кустарным способом, но, вроде бы, должен выдерживать вес военной техники:
Возле Светлодарска немало признаков военных действий:
Сам Светлодарск, в котором до конфликта жило всего 12 тысяч человек, наиболее известен своей электростанцией:
Город находится сегодня под контролем Украины, хотя в прошлом году он контролировался некоторое время силами ДНР.
В тех городах, где Украина восстановила контроль летом прошлого года, сразу же рисуются в огромных количествах украинские флаги. В том числе, на памятнике Ленину:
Оставленные ДНРовцами символы закрашиваются:
Правда, кто-то из пророссийских жителей города не поленился брызнуть красной краской на каждый столб с украинским флагом:
В Светлодарске живут люди самых разных взглядов. Антонина Прокопьевна поддерживает Украину и показывает нам, в первую очередь, те снаряды, которые прилетали со стороны ДНР:
Она ведёт нас во двор жилого дома, который пострадал при обстреле со стороны Горловки — этот город контролируется силами ДНР и находится буквально в 6-8 километрах к юго-западу:
Далеко не всем жителям нравится то, что рассказывает нам Антонина Прокопьевна. Пока она ведет нас по городу, несколько человек кричат на неё, обвиняют во лжи и рассказывают о снарядах, прилетевших с украинской стороны.
Например, у этого дома повреждена северо-западная часть, а к северо-западу находятся территории под контролем Украины:
Похоже, что Светлодарск, из-за своего неудачного расположения, страдал от обстрелов и с той, и с другой стороны. Но многие жители акцентируют внимание только на тех обстрелах, которые соответствуют их политическим взглядам:
То же самое касается и доверия к журналистам. Пророссийские жители рассказывают о том, как «врёт» украинская пресса. Российские СМИ, по их мнению, просто «не договаривают» о событиях в стране. Разумеется, у проукраинских жителей совершенно противоположная точка зрения.
В городе проблемы с продовольствием. Этот супермаркет — одно из немногих мест в городе, где можно купить продукты (хотя из-за фанерных досок на дверях выглядит так, будто закрыт):
На весь город только одна работающая аптека, на удивление заполненная лекарствами. Но аптекари жалуются, что с доставкой лекарств через блок-посты большие проблемы:
Когда в феврале шли бои за Дебальцево, многие жители уехали из Светлодарска. Сегодня ситуация относительно спокойная, и некоторые светлодарцы вернулись.
Порой город кажется тихим, сонным и абсолютно мирным:
Но во время нашей съёмки периодически слышны залпы от взрывов. Они раздаются где-то вдалеке, в той стороне, где Дебальцево, поэтому жители на них просто уже не реагируют.
В какой-то момент мы привлекаем внимание местных детей, которых родители отпускают гулять на улицу, несмотря на постоянный риск:
Дети стали разговаривать как взрослые — пересказывают, со слов родителей, самые разные версии развития конфликта и, улыбаясь, говорят, что привыкли к звукам взрывов.
Рассказывая о том, как они играют в футбол, они могут резко перейти на философские рассуждения о том, почему важно не терять детство:
Покидая Светлодарск, мы проезжаем мимо городского кладбища, у границ которого в последнее время появилось немало, для такого маленького города, свежих могил:
В посёлок Мироновский попасть ещё сложнее.
Единственная дорога ведёт через село Луганское. Мы не были уверены, под чьим оно контролем. Аккредитации ДНР у нас в день этой поездки не было, поэтому попадать на их блок-пост не очень хотелось.
К счастью, на пустынной дороге встретилась украинская скорая помощь, направлявшаяся как раз в Луганское.
За машиной скорой помощи в этих местах ехать спокойнее — всё-таки по ним действительно стараются не стрелять.
Луганское, оказавшееся под контролем украинской армии — очень маленькое село, которое мы проезжаем насквозь меньше, чем за минуту. Отсюда до Дебальцева рукой подать:
На въезде в Мироновский нам преграждают дорогу четыре вооруженных человека. На линии фронта опознавательные знаки у воюющих намного менее заметные, поэтому мы не сразу даже понимаем, украинская ли это армия или ДНР.
Это оказываются украинцы, которые пропускают нас в посёлок, за ночь до этого подвергшийся миномётному обстрелу.
Местный житель показывает, откуда, в основном, прилетали снаряды:
Сам он не хочет говорить, на чьей стороне, и лишь надеется, что война закончится как можно скорее.
Уцелевшие здания в Мироновском очень симпатичны:
Разрушенные здания тоже были когда-то симпатичны:
Это — самый центр посёлка:
Поскольку Мироновский ещё ближе к линии фронта, сюда вернулось намного меньше людей, чем в Светлодарск:
Как и во многих других городах Донецкой области, жители не устают спорить на заборах:
На обратном пути из Мироновского мы замечаем удивительную вещь — оказывается, линия размежевания между территориями под контролем Украины и ДНР обозначена физически:
Продолжение серии следует.
Спецрепортажи Kloop.kg об Украине:
Март 2015:
Часть I: Как Киев и Донецк болели за «Шахтёр»
Часть II: Беспорядки в Константиновке
Часть III: Неизвестные города линии фронта
Часть IV: Эксгумация тел украинских солдат
Часть V: Донецк
Ноябрь 2014:
Часть I: Легенды и мифы современной Украины
Часть II: Мега-интервью одного из лидеров ДНР
Часть III: История гомофобной вывески в здании ДНР
Май 2014:
Часть I: Киев
Часть II: Донецк
Часть III: Днепропетровск
Часть IV: Одесса
Часть V: Митинги из-за одесских выборов
Часть VI: Львов
Февраль 2014:
Часть I
Часть II
Часть III
Бонусная часть
Спасибо за репортаж, Бектур! Береги себя.