Ужасная зарплата, отвратительное медицинское обслуживание и вечные придирки со стороны начальства — всё это сводит солдат с ума.

War is Boring — один из десяти самых популярных военных блогов, который был создан группой военных журналистов и режиссеров-документалистов.

Образ жизни военных может быть очень требовательным в любой стране. Еда обычно безвкусная, зарплата небольшая, а в казармах неизбежно стоит неприятный запах тел. В этом случае, шансы пойти на войну и умереть повышаются.

Но некоторые армии хуже остальных. Казармы в кыргызской армии представляют собой разрушающиеся реликвии времен Холодной войны. Питание скудное, а командиры просто сумасшедшие. Упреки, бедность и голод — всё это делает жизнь солдат несчастной.

Несмотря на то, что эти солдаты даже не участвуют в военных действиях, нередки случаи насильственной смерти. Суицид и убийство пышно расцветают среди военных.

Кыргызстан — одна из республик бывшего Советского Союза в Центральной Азии, и военная структура страны берет свое начало от Краснознаменного Среднеазиатского военного округа. Почти вся военная техника и действующее командование — советское наследие.

Последние годы США арендовали часть международного аэропорта «Манас» в качестве транзитного пункта для военной кампании в близлежащем Афганистане. Аренда базы обходилась Министерству обороны США в 60 миллионов долларов ежегодно, а также миллиарды долларов расходов на топливо и операционную деятельность.

Теневые сделки на поставку топлива были причиной разногласий как в Вашингтоне, так и столице Кыргызстана, Бишкеке. К июню 2014 года американские военные официально покинули базу после того, как власти Кыргызстана решили не продлевать соглашение по присутствию Центра транзитных перевозок в «Манасе».

Давление Москвы, которая разместила и содержит свою авиабазу в стране, сыграло ключевую роль в этом решении кыргызских властей.

Неточные условия сделок и коррупция приносят неприятности всем видам государственного бизнеса в стране. В феврале выяснилось, что власти Кыргызстана использовали не по назначению благотворительные средства Пентагона. А именно, официальные лица превратили кризисный центр для женщин, который оценивался в 748 тысяч долларов, в частный коммерческий детский сад, на котором зарабатывают 47 тысяч долларов в год.

(Примечание переводчика: Автор скорее всего имеет ввиду здание бывшего терапевтического отделения Сокулукской районной больницы, которое было приватизировано фондом Замиры Акбагышевой «Диалог» ещё в 2003 году. Здание было отремонтировано в 2010 году на деньги Центра транзитных перевозок «Манас» — американские военные выделили 748 тысяч долларов США. ЦТП «Манас» поставил Акбагышевой условие, чтобы здание использовалось как кризисный центр для женщин и детей. Однако, с 2012 года там работает частный детский сад. Городские власти отрицают свое участие в проекте.)

Кыргызстан едва ли можно назвать одной из самых стабильных стран мира — государственные перевороты в стране случались не единожды с 2000 года. Те времена были особенно тяжелыми для армии.

Плохие условия проживания, низкая оплата труда и ужасное руководство превращают жизнь военнослужащих в ад.

1-frXZtGY2kzAj0pIP-olNvA

«Военные эксперты зачастую оценивают вооруженные силы Кыргызстана как неэффективные, и некоторые из причин этого восходят к условиям жизни и моральным ценностям военнослужащих», — отмечается в недавнем выпуске «OE Watch», ежемесячного новостное издание Офиса иностранных военных исследований армии США

В феврале вышел совместный отчет кыргызстанской правозащитной организации «Кылым Шамы» и местного офиса Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В нем рассказывалось о тяжелых условиях жизни и насилии среди кыргызских военнослужащих, как о повседневной практике. Полученные результаты вызывают тревогу.

Мизерная зарплата — сержант получает менее 200 долларов в месяц. Казармы времен Советского союза уже разрушаются, и иногда в них не хватает даже ламп для освещения — солдаты вынуждены оставаться в кромешной темноте с наступлением ночи. Еда ужасная… в тех случаях, когда солдаты достаточно удачливы, чтобы получить её. Солдаты и их семьи нередко остаются голодными.

«Кылым Шамы» и ОБСЕ выяснили, что система здравоохранения в армии ужасна. Медицинские госпитали разваливаются. Санитарное состояние удручает. Медикаменты очень сложно достать даже для самых базовых и легких в лечении заболеваний, что часто приводит к легко предотвратимым, но серьезным проблемам со здоровьем.

Они также выяснили, что армия тщательно скрывала от общественности разгул коррупции и грабежи, совершаемые солдатами в отношении гражданских лиц.

Опрошенные этнические узбеки, которые представляют меньшинство в кыргызской армии, где 95 процентов военнослужащих — этнические кыргызы — рассказали исследователям, что военные заставляли их служить после того, как они были задержаны во время рейдов. Некоторые из них были подростками и студентами, и они должны быть освобождены от службы.

Пятьдесят военнослужащих умерли в промежутке между 2010 и октябрем 2013 года. В отчете говорится, что в 26 из 50 случае военные кончали жизнь самоубийством, в восьми — это было убийство. Кроме того, правозащитники насчитали шесть случаев утопления, один «несчастный случай на границе», четыре смерти от болезни, и несколько других «несчастных случаев».

В докладе далее рассказывается о серии трагических эпизодов на протяжении последних нескольких лет. К примеру, пограничник из Каракольской погранзаставы 20 августа 2012 года застрелил пятерых человек. Власти выследили и убили солдата после того, как он отказался сдаться.

В феврале 2013 года 39 призывников, ответственных за охрану резиденции президента Алмазбека Атамбаева, внезапно дезертировали. Позднее родственники солдат доложили, что причиной послужило злоупотребление служебными полномочиями со стороны офицеров.

«Министерство обороны, разумеется, опровергло эту информацию, назвав побег солдат детской выходкой», — отметила Гульшаир Абдирасулова, одна из авторов доклада.

В середине январе 2015 солдат совершил вооруженное нападение на пограничную заставу «Айколь» на границе с Таджикистаном, в ходе которого он убил командира части и ранил двух солдат.

В отчете утверждается, что издевки являются главной причиной многих смертей, и отмечается доступность видео в Интернете, где показывается жестокие проявления дедовщины.

В частности, в докладе отводится особая роль кыргызстанским офицерам. Военное командование использует физическое насилие и прививает порочную культуру издевательств своим подчиненным.

Для примера приводят случай, произошедший с Нурланбек Чынгызом, который приступил к службе в армии Кыргызстана в марте 2012 года. Он служил в пограничных войсках и умер на базе в Ак-Жоле.

«Я проводила своего сына в армию, и уже спустя два месяца он начал рассказывать мне, что его избивают, — рассказала мать Нурланбека Динара Кыдыралиева исследователям “Кылым шамы” и ОБСЕ. — Когда я подняла этот вопрос, его командование заверили [меня], что все хорошо, и это больше не повторится».

Но 5 октября 2012 года военные доставили ей домой избитое и расстрелянное тело сына. «Уже год, как я ищу справедливости, борюсь с судами, — говорит Кыдыралиева. — Ребята, которые застрелили его, в данный момент задержаны, но они отрицают свою вину… а их родители платят судьям и прокурорам».

Старшие солдаты имеют привычку отбирать еду и деньги у младших солдат. Мать одного солдата рассказала исследователям, что банда «дедов» регулярно принуждала ее сына покупать им сигареты, еду и водку за его счет.

Она утверждает, что в итоге ее сын пошел в магазин и повесился.

Кыргызские армейские чиновники задокументировали 13 случаев суицида среди военных в 2014 году. В докладе утверждается, что виноваты, как правило, бездушные офицеры, и только 30 процентов случаев доходят до суда.

В целом, исследовательская группа опросила 1115 призывников из 70 военных частей по всей стране. Они опросили солдат пограничной службы, Национальной гвардии, Государственной службы исполнения наказаний и сотрудников других сил безопасности.

Это была широкая выборка. Но порой то, чего они не находили, было также выразительно, как и то, что они находили. Запугивание по-прежнему заставляет солдат молчать, так что вполне возможно, дела могут обстоять хуже, чем данные свидетельствуют об этом.

«Были части, где нам возвращали пустые анкеты: солдаты даже не стали отвечать», — сказала Гульшаир Абдирасулова в интервью новостному изданию «Фергана».

1-X6BwVXntOYxOl5M6S6u_Cg

Оригинальная цитата Абдирасуловой из «Ферганы»:

«Были части, где нам возвращали пустые анкеты: солдаты даже не стали отвечать. Проблем очень много. Во время следующего мониторинга, а он обязательно будет, мы хотим раскрыть вопросы насилия в армии (морального, физического, сексуального). Также мы хотим выборочно еще раз объехать те части, где, по нашему мнению, было выявлено наибольшее число проблем. Кроме того, периодические мониторинги могут служить в качестве превентивного механизма. Радует, что у Генерального штаба Вооруженных сил Кыргызстана есть желание продолжать сотрудничество, они даже просят, чтобы мы ездили по частям и разговаривали с солдатами о правах человека, о недопустимости насилия».

Около года назад Кыргызстан реформировал главные институты военного руководства.

Одним из самых главных изменений стало создание новой позиции — начальник Генерального штаба. Начальник генштаба следит за работой нескольких ведомств: Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций, Госкомитет национальной безопасности и Государственная пограничная служба.

Эту должность занял уважаемый боевой ветеран генерал Асанбек Алымкожоев.

«Были оптимистичные прогнозы, что вскоре пройдут дополнительные реформы, — отмечается в последнем номере «OE Watch». — [Однако] несмотря на то, что насилие и дезертирство происходило до военной реформы, в докладе говорится, что ни одно из изменений не оказало большого эффекта [на проблему]».

В частности, статистика показывает, что число суицидов растет.

Если здесь и есть повод для оптимизма, так это то, что сам Алымкожоев сотрудничал с исследователями. Даже если призывников запугали и заставили молчать, исследователи получили достаточно высокий уровень доступа.

«Это может показаться банальным, но в прошлом “Кылым Шамы” выпускали отчеты, которые могли восприниматься властями, как критика в их адрес», — пишет «OE Watch».

«[Это включает в себя] подробные отчеты о количестве людей, погибших во время ожесточенных межэтнических столкновений в июне 2010 года, а также перечень оружия и боеприпасов, утраченных во время революции в апреле 2010 года и беспорядков, последовавших за этим», — продолжает издание.

При этом, Гульшаир Абдирасулова отметила, что этот доклад затронул только «верхушку айсберга» и дальнейшие расследование — и реформы — необходимы, если улучшение ситуации когда-либо наступит.

Автор: Кевин Кноделл — журналист, который освещает национальную безопасность, жизнь ветеранов, миротворчество и проблемы беженства для блога «War is Boring».

Перевод: Малика Баязова

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Уважаемые клооповцы, прошу удалить упоминание обо мне и о докладе Кылым шамы, т.к. вы не присутствовали на презентации и у меня лично не брали интервью. Вы вырезали частично мое интервью Фергане.ру и добавили от себя предложения, которые я не озвучивала. Это очень не профессионально с вашей стороны и я не могу понять чего вы добиваетесь. Будьте добрый позвоните мне. С уважением, Гулшайыр

  2. Улугбек в докладе Кылым шамы нет ничего из того, что написано, кроме выдержки из интервью Фергане. Я до это писала комментарий, почему то вы его не пропускаете. Еще раз прошу убрать ссылку на Кылым шамы и меня, т.к. у нас лично никто из клоопа не брал интервью по докладу. Все изложенное мнение как я понимаю иностранного журналиста и журнала, делайте ссылку на них. Если вы хотите сделать репортаж по докладу, можно будет с нами встретиться и дать реальное интервью.

комментарии закрыты.