Как хоррор P.T. стал раритетом интернет-эпохи

Недавно был отменён разрабатывавшийся под руководством Гильермо дель Торо и Хидео Кодзимы хоррор Silent Hills. И его интерактивный тизер P.T. вскоре был удалён из онлайн-магазина PlayStation Store. Теперь это — раритет интернет-эпохи, и обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев решил вспомнить, по каким ещё причинам демоверсия P.T. достойна внимания.

У P.T. довольно долгая история — и гораздо более насыщенная, чем у игры Silent Hills, которую он рекламировал.

Хидео Кодзима, глава Kojima Prod. и автор серии Metal Gear Solid, анонсировал новую игру на выставке Gamescom 2014, демо-версия которой стала доступна прямо после анонса в магазине PlayStation Store эксклюзивно для PlayStation 4. Анонсированный хоррор таинственно назывался P.T, а в его трейлере легко прослеживался шуточный мотив создателей.

И вскоре оказалось, что в финале аутентичного с виду хоррора запрятан тизер перезапуска известного сериала Silent Hill. Новый Silent Hills должны были делать тот самый Кодзима, его друг и режиссёр «Лабиринта Фавна» Гильермо дель Торо, а главную роль должен был «исполнять» известный по сериалу «Ходячие мертвецы» актёр Норман Ридус.


Трейлер P.T, показанный на выставке Gamescom 2014

Но Кодзиму уволили, команду распустили, а разработку Silent Hills официально прекратили. Всё, что нам осталось — это мастерский, но, казалось бы, не связанный с легендарным сериалом интерактивный тизер P.T.

В первую очередь, P.T. был примечателен как самостоятельная игра — он не ощущался обрубленной демоверсией, впечатлял графическим исполнением и по уровню исполнения многократно превышал большую часть того, что вышло в игровой индустрии в 2014 году.

silent-hillsPT

P.T. переосмыслил жанр хорроров. По сути, это один коридор, запертый во временной петле, с минимальным количеством контента и быстро запоминающимся дизайном. Однако в этот двадцатиметровый коридор уместились тонны неподдельного страха, порой переходящего до полуобморочных и параноидальных состояний.

Всё дело в том, что Кодзима изменил правила игры: если во всех остальных хоррорах игроку чаще всего приходится просто быть настороже и перебарывать боязнь тёмных помещений и тесных комнат, то в P.T. страх производился на совсем другом уровне. Здесь игрока заставляли досконально исследовать всё, что его окружает — и как только он что-либо осознавал или привыкал к чему-то, всё сразу переворачивалось вверх дном.

В P.T. потрясающе тонко определена психология человека — эта игра знала, сколько раз ей нужно повторить временную петлю, чтобы усыпить бдительность, в каких местах спрятать части паззла, чтобы при их поиске просыпались самые низменные страхи, и какие слова нужно произнести, чтобы заинтриговать игрока и заставить его углубиться в исследования.

И в исследованиях заключается вторая и, возможно, главная особенность Silent Hills. Кодзима хотел сделать масштабную, многослойную и зверски сложную головоломку, которую можно будет решить лишь всем миром. Дело в том, что трейлер в финале P.T. появлялся не у всех — для его получения нужно было разгадать главную головоломку, однозначного решения которой нет до сих пор.


Трейлер Silent Hills, который появлялся после решения финальной загадки P.T.

И ход раскрытия этой головоломки не менее интересен. Это действительно масштабная загадка, в которой необходимо было преодолеть языковые барьеры, дедуктические проблемы и пласт культурных отсылок. Высокая концентрация элементов сюжета и ключей к отгадке, запрятанных в виртуальном коридоре длиной двадцать метров, лишь подстегивала игроков: ведь всем казалось, что разгадка так близка, проста и очевидна, стоит лишь протянуть руку.

Но важнее то, как один за другим — до сих пор, почти год после релиза P.T. — выявляются новые откровения игры. Кроме совсем очевидных отсылок на Стэнли Кубрика и атрибуты самой вселенной Silent Hill, здесь, кажется, скрываются библейские мотивы, указания на творчество самих Кодзимы и дель Торо, криминальные хроники и опять — загадки самой Silent Hill.


Самое убедительное решение главной головоломки P.T.

И тем более удивительно, как уже монументальную историю P.T., загадки которой решали всей планетой, увековечили в самой Konami — студии, ответственной за Silent Hills и отменившей её разработку. Быть может, появись перезапуск Silent Hills на свет, никто бы и не вспомнил об обширной фабуле P.T. через десять лет, но теперь, когда Кодзима пропал со всех радаров, Гильермо дель Торо и Норман Ридус пишут гневные твиты, а общественность взывает к байкотам Konami, эпохальный статус игры никак не отменить.

Вдобавок ко всему этому, P.T. теперь ещё и раритет, который навсегда стёрт со всех легальных источников (а нелегальных на PlayStation 4 попросту нет). Этой игрой невозможно поделиться или перенести с одной консоли на другую, её нельзя записать ни на какой носитель и продать за большие деньги — теперь P.T. осталась лишь у тех, кто действительно участвовал в решении этой большой загадки, и это ли не самое приятное поощрение.

P.S. Очень интересная интерпретация финала P.T., связывающая игру с сериалом Silent Hill.

Автор: Азамат Омуралиев.