Лидеры парламентского большинства вынесли на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в Конституцию», включающий в себя восемь поправок, которые коснутся всех трех ветвей власти.

Законопроект инициировали лидеры трех фракций парламентского большинства — Феликс Кулов («Ар-Намыс»), Чыныбай Турсунбеков (СДПК) и Омурбек Текебаев («Ата Мекен»).

Проект закона был опубликован пресс-службой парламента на сайте Жогорку Кенеша 22 мая. Это будет девятая редакция основного закона страны с 1993 года, когда была принята Конституция Кыргызской Республики.

В пресс-релизе к законопроекту говорится, что новая редакция главного закона, принятая в 2010 году, «установила в стране подлинный парламентаризм» и «в максимальной степени устранила отчуждение власти от народа».

«Закрепляя плоды героических усилий народа в апреле 2010 года, Конституция впитала в себя и утвердила все те высокие идеи гуманизма, крупные достижения демократического развития и государственного строительства, которые старательно затаптывались и умалялись прежними властями», — говорится в сообщении лидеров парламентского большинства.

Однако, по их словам, в Конституцию в 2010 году были внесены «отдельные поправки», которые «не оправдали себя в последующей практике» из-за «глубинной несовместимости с изначальной тканью» главного закона страны.

«Это стало причиной дезорганизации работы государственных органов, медлительности и нерешительности властей, вызывающих рост недовольства народа», — утверждают Кулов, Турсунбеков и Текебаев в совместном заявлении.

При этом, инициатива внести поправки в Конституцию не раз критиковалась оппозиционными депутатами и гражданским обществом. Одним из главных аргументов противников этой инициативы является мораторий на изменение главного закона до 2020 года, который был установлен вместе с референдумом в июне 2010 года.

Законопроектом предлагается внести поправки, которые коснутся деятельности всех трех ветвей власти — исполнительной, законодательной и судебной.

Исполнительная власть

дом правительства

Предлагаемые изменения:

  • главы органов местного самоуправления будут назначаться правительством, а не кенешем;
  • премьер-министр сможет отправлять членов правительства в отставку;

«Из всех ветвей власти государственная исполнительная власть по природе своей должна быть самой мобильной и быстро организуемой», — говорится в заявлении лидеров большинства.

Законопроектом предлагается отменить выборы глав органов местного самоуправления (ОМСУ), которые до этого избирались местными кенешами и добавить норму о выражении недоверия главе ОМСУ.

Вторая поправка, которая коснется деятельности правительства, определяет порядок и механизм отставки члена кабинета министров.

«Действующая Конституция, указывая в одной своей норме (в части 5 статьи 87) наряду с индивидуальной отставкой также на возможность одиночного освобождения от должности члена правительства, не раскрывает этот механизм […]. Такое умолчание создает на практике пробелы, которые восполнить на уровне текущего законодательства без риска признания этого законодательства неконституционным, проблематично», — объясняется поправка в заявлении.

Такой же механизм предлагается определить и для глав ОМСУ.

Законодательная власть

Заседание парламента

Предлагаемые изменения:

  • правоохранительные органы смогут привлекать депутатов к уголовной ответственности за преступления, совершенные до получения мандата;
  • партии получат право отзывать депутатов и лишать их мандатов;
  • премьер-министр сможет стать депутатом, в случае отставки.

Законодательная ветвь власти является главной в Кыргызстане, согласно действующей Конституции. По словам инициаторов поправок, в её деятельность также следует внести поправки.

Так, первая поправка коснется депутатской неприкосновенности — лидеры парламентского большинства предлагают «пересмотреть» эту норму в Конституции, так как она «сводит на нет все усилия по борьбе с политической коррупцией».

«У определенной части общества сложилось мнение о том, что в Жогорку Кенеш стараются попасть люди, стремящиеся избежать уголовного преследования за совершенные ими преступления», — говорится в заявлении депутатов.

Депутатов, согласно поправкам, предлагается привлекать к уголовной ответственности не только за «особо тяжкие преступления», но и за «преступления, совершенные до получения депутатского мандата».

Вторая поправка гласит, что политическая партия может отозвать мандат у депутата, который выдвигался от неё и «не оправдал доверия». Согласно действующей редакции Конституции, политическая партия не может отозвать депутата из парламента и лишить его мандата.

«Такое положение Конституции закрепляет антиморальное поведение и политическое мошенничество, делает невозможным строительство устойчивых и массовых партий, дезорганизует работу парламентских фракций и самое главное – подрывает доверие граждан к избирательной системе и к самому Жогорку Кенешу», — считают Кулов, Турсунбеков и Текебаев.

Решение об отзыве депутата из парламента и лишения его депутатского мандата будет приниматься на съезде политической партии. Это, по словам инициаторов поправок, даст возможность «избавляться от депутатов-трутней» и обеспечивать ответственность партии перед избирателями.

Третьей поправкой предлагается наделить премьер-министра возможностью вернуть себе депутатский мандат в случае отставки с поста главы правительства.

Судебная власть

верховныйсуд

Предлагаемые изменения:

  • парламент получит право выбирать главу и заместителей главы Верховного суда;
  • кыргызстанцы получат право пересмотра дел «по вновь открывшимся обстоятельствам», даже после вердикта Верховного суда;
  • Конституционная палата будет выведена из состава Верховного суда и станет государственным надзорным органом.

Авторы законопроекта раскритиковали судебную реформу, которая началась в Кыргызстане в 2011 году и продолжается до сих пор. По их мнению, все изменения «упираются в стену неправильной, а нередко и парадоксальной конструкции» некоторых норм Конституции в части судебной системы.

«Негибкость, а в некоторых случаях излишняя детальность норм Конституции создает невозможность применения широко практикуемых в развитых демократических странах институтов: например, народных заседателей, более совершенных процедур пересмотра судебных актов», — говорится в заявлении.

В связи с этим законодатели предлагают наделить парламент правом избирать главу и заместителей главы Верховного суда. Это, по их мнению, «повысит устойчивость» главного судебного органа страны.

«Кандидатуры председателя Верховного суда и его заместителей будут представляться Президентом из числа избранных судей Верховного суда в соответствии с правилами, установленными конституционным законом», — говорится в законопроекте.

Вторая поправка коснется полномочий Верховного суда в части рассмотрения дел.

«Например, Конституция устанавливает, что акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат. Но мы знаем, что во всем мире существует институт пересмотра «по вновь открывшимся обстоятельствам». Этот институт существует и активно применяется и у нас: решения Верховного суда пересматриваются», — говорится в заявлении авторов законопроекта.

Депутаты предлагают определить дополнительные «новые формы защиты граждан» от судебных ошибок в Верховном суде и открыть возможность пересмотра дел «по вновь открывшимся обстоятельствам».

И третьей поправкой предлагается вывести Конституционную палату из судебной системы и преобразовать её в государственный орган, который сможет осуществлять правовой надзор за соблюдением Конституции. Сейчас палата находится в составе Верховного суда.

«Предполагается, что более расширенные полномочия, а также другие вопросы деятельности Конституционной палаты будут разрешены новым конституционным законом», — говорится в заявлении лидеров парламентской коалиции.

Омурбек Текебаев, Чыныбай Турсунбеков и Феликс Кулов называют эти изменения «минимальными», и утверждают, что они призваны «исправить недостатки», которые «создают явные противоречия» некоторых положений Конституции.

Критика

Гражданское общество и оппозиционные депутаты уже не раз выступали против изменений в Конституцию. Так, Гражданский совет по контролю судебной системы считает, что выведение Конституционной палаты из судебной системы «практически сделает её вторым юридическим отделом аппарата президента».

«87 процентов обращающихся в Конституционную палату — граждане, следовательно граждан лишают права отстаивать свои конституционные права в суде. Предлагаемые поправки не улучшают вопроса доступа кыргызстанцев к правосудию, искоренению коррупции, обеспечению общественной безопасности, решению социально-экономических проблем», — заявили в гражданском совете.

Совет также отметил, что поправки в законодательную власть «разрушают парламентаризм» и создают «диктатуру лидера фракции».

«[Поправки] делают более сильным влияние президента и парламента на судебную ветвь власти, что разрушает систему сдержек и противовесов и может привести к узурпации власти», — считают в Гражданском совете по контролю судебной системы.

Директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов назвал в интервью радио «Азаттык» предлагаемые изменения «косметическими», которые не являются «принципиальными для развития страны».

«Как юрист, как гражданин Кыргызстана я категорически против того, чтобы меняли действующую Конституцию. На мой взгляд, это не даст результатов, инициатива может стать опасной. Потому что нарушая систему конституционного строя, мы закладываем мину замедленного действия», — цитирует Ибраимова «Азаттык».

Политолог Марс Сариев в интервью информационному агентству «Озодагон» заявил, что изменения в Конституцию могут быть «опасными» и граждане страны «будут видеть какой-либо контекст» в этих поправках.

«Тем более, скоро грядут парламентские выборы, за ними президентские и люди будут думать, что власть меняет Конституцию под себя. То же самое происходило и во времена правления Аскара Акаева и Курманбека Бакиева. Люди будут думать, что ничего с тех пор не изменилось, мол, нынешняя власть делает то же самое», — цитирует Сариева «Озодагон».

Заглавное фото: радио «Азаттык».