Многие мужчины из племени Альбу Исса воюют на линии фронта близ иракского города Амират эль-Фаллудже против боевиков «Исламского государства», так что неудивительно, что Хатем уже полтора года воюет вместе с отцом и дядей. Но что поразительно и тревожно — Хатему всего лишь десять лет.

Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык».

В беседе с Иракской редакцией «Азаттыка» 11 июня его брат Ахмед рассказал, что Хатем «оставил своих друзей и свои игрушки», чтобы воевать против боевиков «Исламского государства» (ИГ). Утром он идет в школу, а потом возвращается на передовую.

— Мы и наши дяди помогают [Хатему] учиться, утром мы берем его в школу. Он бросил игры и позабыл своих друзей и всё остальное за два года, что мы воюем с этими злыми людьми, — говорит Ахмед.

Систематическая подготовка и использование детей-боевиков «Исламским государством» в Ираке хорошо задокументированы в СМИ, однако недавние сообщения говорят о другой тревожной тенденции — привлечении детей в проправительственные группы, которые борются против ИГ.

Иракские законы запрещают вербовку или зачисление детей в возрасте до 15 лет в вооруженные силы или группы. Однако это не помешало таким детям, как Хатем, оказаться в рядах этих военизированных формирований.

Мужчина, называющий себя в социальной сети членом ИГ, в окружении детей, которые, как он утверждает, являются этническими кыргызами.
Мужчина, называющий себя в социальной сети членом ИГ, в окружении детей, которые, как он утверждает, являются этническими кыргызами.

Численность участвующих в этом процессе иракских детей неизвестна. В мае 2014 года ООН сообщила, что получение информации об этом явлении крайне затруднено, в том числе из-за нежелания властей предоставлять данные.

Однако в опубликованном в июне докладе ООН «Дети и вооруженные конфликты» подчеркивается, что иракские дети в возрасте десяти лет сражаются против ИГ на стороне суннитских племенных вооруженных групп, шиитских ополченцев и курдских группировок.

«Дети, в том числе девочки, были замечены в составе езидских групп самообороны, сражающихся на стороне курдских сил «пешмерга» и туркменских групп самообороны в Найнаве и Киркуке, и в составе сформированных по племенному признаку суннитских ополчений, поддерживающих иракские силы безопасности в Рамади», — говорится в докладе генерального секретаря ООН.

ШИИТСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

По данным доклада ООН, мальчики в возрасте десяти лет были завербованы в ряды проправительственных ополченцев в населенном преимущественно туркменами-шиитами городке Амерли в провинции Салах-эд-Дин.

Проправительственными шиитскими силами народной мобилизации «Хашд аль-Шааби» было завербовано неустановленное число детей во всех охваченных конфликтом районах, а также в Багдаде и Басре. Это добровольческое военизированное формирование было сформировано в 2014 году после захвата «Исламским государством» огромных территорий в Ираке в качестве ответа на фетву ведущего шиитского клирика в Ираке аятоллы Али аль-Систани. «Хашд аль-Шааби» утверждает, что завербовало в свои ряды сто тысяч добровольцев.

На прошлой неделе член руководства комитета «Хашд» Моён аль-Каземи заявил, что примкнувшие к их рядам добровольцы в основном являются студентами и рабочими. Однако он не уточнил, сколько лет добровольцам.

Тем не менее Иракской редакции Азаттыка удалось выяснить, что новый добровольческий полк студентов «Абнаа аль-Каррар» в провинции Бабиль, со слов членов «Хашд аль-Шааби», вербует в свои ряды детей в возрасте десяти лет.

Члены курдских отрядов "пешмерга", воюющих против ИГ. Мосул, 16 июня 2015 года.
Члены курдских отрядов «пешмерга», воюющих против ИГ. Мосул, 16 июня 2015 года.

— Сейчас там проходят подготовку более 400—450 человек, возраст которых колеблется от десяти лет и до студенческого возраста, — говорит медиадиректор «Абнаа аль-Каррар» Лоэй аль-Мусави.

По словам Мусави, добровольческий вооруженный отряд ополченцев ожидает, что к ним примкнет еще больше добровольцев из местных университетов и институтов, как только закончится пора экзаменов.

ДЕФИЦИТ БОЕВОЙ СИЛЫ

Иракская редакция «Азаттыка» поговорила с двумя мальчиками, которые вступили добровольцами в ряды полка «Абнаа аль-Каррар». Мальчики не раскрыли своего возраста, тем не менее рассказали о том, что они прошли боевую подготовку.

— У нас были занятия по обучению владению оружием и тому, как разбирать оружие, физическая подготовка. Мы пробыли здесь пять дней, обучаясь тому, как защищать Ирак, — рассказал один из мальчиков, Хусейн Хади.

И хотя в Ираке полк «Абнаа аль-Каррар» — новое вооруженное формирование, шиитские боевики, воюющие в Сирии, ранее создали прецедент по вербовке детей.

— Вербовка малолетних бойцов для шиитских ополченцев продолжается уже в течение некоторого времени, — отмечает Филипп Смит, исследователь из Университета штата Мэриленд и эксперт по шиитским ополчениям, написавший об этом явлении в недавно вышедшей монографии.

Иракский аналитик Джоэл Винг, который ведет блог «Размышления об Ираке», сказал «Азаттыку», что вербовка детей группировкой «Хашд аль-Шааби», вероятно, говорит о дефиците боевой силы.

— Несмотря на все разговоры о тысячах примкнувших к военизированному формированию «Хашд» после фетвы Систани, многие из них, по-видимому, откололись из-за того, что им не платят. Дети, скорее всего, выражают большую готовность воевать без зарплаты, нежели взрослые, — говорит Джоэл Винг.

Среди суннитских племен в провинции Анбар, где под контролем ИГ находится до 80 процентов территории, также наблюдается аналогичный дефицит бойцов.

Другая проблема, провоцирующая, по всей вероятности, вербовку детей, — сам факт быстрого увеличения числа боевиков в Ираке. По мнению старшего научного сотрудника правозащитной организации Human Rights Watch на Ближнем Востоке Кристофа Вильке, ополченцев так много, что Багдад не в состоянии установить над ними эффективный контроль.

— Ополченцы делают, что хотят и не реагирует на команды и меры контроля, — говорит Кристоф Вильке.

Есть признаки того, что вербовка детей в Ираке будет продолжаться как в ИГ, так и в проправительственные и выступающие против ИГ группировки.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ

В начале марта парламент Ирака приступил к первому чтению нового закона о Национальной гвардии центрального правительства Ирака. Национальная гвардия рассматривается как способ обеспечения безопасности в борьбе с ИГ и будет локально размещенной вооруженной силой, подотчетной в первую очередь региональным властям, а затем премьер-министру.

Премьер-министр Ирака аль-Хайдер Абади критикует эксплуатацию детей на международной конференции в Багдаде. 15 июня 2015 года.
Премьер-министр Ирака аль-Хайдер Абади критикует эксплуатацию детей на международной конференции в Багдаде. 15 июня 2015 года.

Однако в своем недавнем докладе об участвующих в военном конфликте детях ООН отметила этот законопроект как тревожный из-за того, что он включает в себя связанные с возрастом исключения. То есть в случае принятия этого законопроекта он позволит воюющим на стороне проправительственных формирований детям присоединиться к новой иракской Национальной гвардии.

И хотя на этой неделе премьер-министр Ирака аль-Хайдер Абади в очередной раз раскритиковал эксплуатацию детей на международной конференции по этому вопросу в Багдаде, он не выступил против вербовки детей проправительственными ополченцами.

— Ирак должен рассматривать вопрос вербовки детей в равной степени, — считает Кристоф Вильке.

Он также призвал Ирак следовать Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся участия детей в вооруженных конфликтах, который тот подписал в 2008 году. Факультативный протокол осуждает вербовку детей и использование их в военных действиях.

Комитет ООН по правам ребенка, который следит за соблюдением Ираком протокола, заявил в марте, что серьезно обеспокоен нынешним отсутствием в Багдаде «какой-либо комплексной политики и стратегии для решения проблемы вербовки детей и их участия в вооруженном конфликте».

На главной использовано иллюстративное фото.