Назгуль Тюлеева заявила, что бывший глава аппарата президента Данияр Нарымбаев вымогал у семьи экс-мэра Бишкека 300 тысяч долларов за «решение вопроса» о конфискации имущества. Интервью вышло на следующий день после увольнения Нарымбаева с поста.
Информационное агентство 24.kg опубликовало интервью с дочерью экс-мэра Бишкека Наримана Тюлеева Назгуль — политика в 2013 году приговорили к 11 годам лишения свободы по статье «Коррупция».
В интервью Назгуль Тюлеева сообщила, что она обратилась к Данияру Нарымбаеву по совету зампредседателя Верховного суда Канатбека Турганбекова — по словам судьи, у бывшего главы аппарата президента «личная заинтересованность» в деле экс-мэра и суд «запятую без его команды вставить не может».
«При всей своей занятости он [Нарымбаев] принял меня на следующий же день. Я сообщила ему, что судьи ВС КР ссылаются на него, и попросила его о помощи, чтобы он посодействовал с решением дела в рамках закона. В этот же день по требованию Нарымбаева на нас вышел депутат Хаджимурат Коркмазов и потребовал за законное решение 50 тысяч долларов», — цитирует Тюлееву 24.kg.
Сам Нарымбаев подтвердил 15 июля, что «неоднократно» встречался с Назгуль Тюлеевой по вопросам имущества экс-мэра, которое было конфисковано судом, но за несколько дней до задержания депутата Коркмазова он «отказался» встречаться с ней.
По ее словам, «опасаясь усиления давления» семья экс-мэра согласилась дать 50 тысяч долларов. Однако, говорит она, позже стало известно, что это «только за звонок Турганбекову».
«Мне сообщили, что 50 тысяч долларов — смешная сумма для решения этого вопроса», — добавила дочь экс-градоначальника.
После этого, по словам Тюлеевой, Коркмазов предложил два варианта «решения вопроса»: 150 тысяч долларов за «дачу команды судьям Верховного суда» или 350 тысяч долларов за то, что «Нарымбаев полностью проконтролирует весь процесс до конца».
«Эти деньги требовали за вынесение законного решения по вопросу незаконной конфискации. При этом нам сказали: если мы не согласимся на эти условия, усилится давление на отца, будут найдены поводы для возбуждения новых дел, и весь бизнес будет подвергаться давлению по всем возможным направлениям», — цитирует Тюлееву 24.kg.
Издание добавляет, что в мае 2015 года стало известно об ещё одном деле против экс-мэра Бишкека — его обвинили в махинациях с земельными участками.
Тюлеева сообщила, что после предложения Коркмазова она «поняла, что вымогательство не прекратится» и обратилась в Антикоррупционную службу Госкомитета нацбезопасности — заявление было написано на Нарымбаева, Турганбекова и Коркмазова.
Через два дня после задержания Коркмазова — 17 июля — депутат «полностью подтвердил» слова Назгуль Тюлеевой, говорит она.
«Коркмазов полностью подтвердил мои слова и дал показания против Данияра Нарымбаева и Канатбека Турганбекова. Он рассказал, что был посредником. Очную ставку зафиксировали видеосъемкой», — сообщила Тюлеева в интервью.
Она добавила, что «давление» с целью вымогательства продолжались два месяца.
«Она считает, что именно из-за давления Нарымбаева «ни один вопрос, связанный с именем Тюлеевых, нигде не решается по закону». В том числе, не исполняется закон об амнистии в отношении экс-мэра», — пишет 24.kg.
Дело Коркмазова
Сотрудники Госкомитета нацбезопасности и Генеральной прокуратуры задержали 15 июля депутата Хаджимурата Коркмазова «при получении взятки» в размере 100 тысяч долларов США. При этом спецслужбы утверждают, что депутат вымогал у семьи Тюлеева 200 тысяч долларов.
По данным ГКНБ, деньги вымогались в обмен на «оказание содействия в положительном решении вопроса» в Верховном суде.
Тюлеева в 2013 году Первомайский районный суд города Бишкек приговорили к 11 годам лишения свободы с конфискацией имущества за «коррупцию» в годы работы мэром столицы. Сейчас адвокаты Тюлеева пытаются добиться изменений в приговоре.
Сразу же после задержания сын экс-мэра Бакыт Тюлеев в своей твиттер-аккаунте написал, что Коркмазов является «не единственным фигурантом» в деле о вымогательстве взятки.
Затем информационное агентство «24.kg» написало, что в деле предположительно замешан глава Аппарата президента Нарымбаев. В пресс-службе ГКНБ и сам Нарымбаев опровергли эту информацию.
«С Хаджимуратом я хорошо знаком. И буквально на днях он просил меня принять дочь экс-мэра, ныне осужденного Наримана Тюлеева. Я отказал. Я до этого не раз принимал ее у себя в кабинете. Она приносила документы о том, что среди всего имущества, на которое наложен арест, есть имущество, которое не принадлежит Тюлееву. До этого брат Наримана Тюлеева тоже об этом заявлял. Я сказал им, что заявление будет донесено до Верховного суда. В последний раз, когда меня Хаджимурат попросил принять ее, я отказал. Никакого разговора про деньги не было», — заявил он тогда.
На следующий день после задержания Коркмазова Нарымбаев попросил президента Алмазбека Атамбаева «временно отстранить» его от должности рукаппарата на время следствия, чтобы «избежать подозрений в желании повлиять на ход» расследования.
«В связи с расследованием уголовного дела в отношении депутата Жогорку Кенеша Хаджимурата Коркмазова и появившейся в прессе информации о моем задержании, заявляю о своей непричастности к предъявляемым обвинениям», — процитировала пресс-служба президента слова Нарымбаева.
Уже 20 июля глава государства уволил его и назначил на этот пост секретаря Совета обороны Темира Джумакадырова. Нарымбаев аргументировал свою просьбу об увольнении тем, что в предвыборный период руководитель должен исполнять свои обязанности.
Нарымбаев второй близкий соратник президента, который добровольно оставил пост в аппарате главы государства за последние полгода ― замглавы администрации Икрам Илмиянов оставил свою должность в мае после скандала, разгоревшегося вокруг хозяйственного спора основателей издательского дома «Вечерний Бишкек».