Министерство иностранных дел Кыргызстана дало большой комментарий о денонсации соглашения о сотрудничестве с США. Аналитик по политическим процессам в Евразии Эрика Марат считает ответ кыргызских властей «противоречивым и размывающим позицию Кыргызстана».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Комментарии Министерства иностранных дел (МИД) пестрят противоречиями по самым важным вопросам двусторонних отношений с США.

С одной стороны МИД утверждает, что денонсация «коснется всех сфер сотрудничества между сторонами, охватывающие деятельность и проекты» договора, включая USAID. Но в то же время МИД надеется, что стороны будут «расширять и углублять сотрудничество» с США.

По теме: Прочитать полный комментарий МИД о денонсации соглашения с США

Говоря на простонародном языке, «и хочется, и колется».

Но на дипломатический язык такая позиция Кыргызстана, к сожалению, так и не переведена и остается совершенно неясной.

Что именно сегодня предлагает Кыргызстан в качестве взаимовыгодного сотрудничества с США, когда отношения между странами явно асимметричны? Если прекратятся программы помощи, какие другие вопросы двусторонних отношений станут приоритетными?

Далее в комментариях МИД множество белых пятен, размывающих позицию страны.

Комментарии не объясняют, каким именно образом награда Аскарову направлена «на подрыв процесса укрепления единства народа и согласия в стране».

Значит ли это, что из-за награды враждебно настроенные националисты будут пытаться разжечь конфликт? Или же что этнические меньшинства, пострадавшие в июне 2010 года и до сих пор ожидающие наказания всех зачинщиков насилия, вдруг будут требовать справедливости от нынешних властей?

По-моему, и в том и другом воображаемом сценарии дело не в награде, а в неумении и нежелании властей Кыргызстана воссоздать справедливость после кровавых событий. И это несмотря на широкую помощь правительству со стороны международного сообщества после июня 2010 года.

Сценарии именно воображаемые, потому что ни один орган правительства так и не объяснил, в чем кроется причинно-следственная связь между наградой и «единством народа» в Кыргызстане.

Удручает также тот факт, что это далеко не первая награда Аскарову на международной арене.

Почему именно сейчас зарубежное признание правозащитника стало актуальным?

Циничным также видится заявление МИД о том, что помощь США «теряет свою значимость» из-за одной награды, несмотря на многолетние усилия по реализации «технических и гуманитарных проектов».

Когда соседние страны прячут бежавших преступников из Кыргызстана, и это явно вредит внутренней стабильности, МИД так же лихом не перечеркивает отношения с ними…

Наконец, МИД, видимо, разделяет страны согласно их принадлежности к числу «ведущих мировых держав» и «соседних государств».

Возникает вопрос, если США это мировая держава, то кем для МИД являются такие страны как Россия и Китай? «Соседними государствами»?

Не дипломатично как-то вышло.