Кыргызстан стал 12 августа полноправным членом Евразийского экономического союза. Колумнист Данияр Айтман считает, что участие в объединении негативно отразится на кыргызской экономике, а стремление стать «Швейцарией в Центральной Азии» сменилось на желание стать Пензенской областью.

Оригинал записи опубликован на странице Айтмана в «Фэйсбуке».

12 августа Кыргызстан вступил в ЕАЭС. Я был и остаюсь против членства нашей Родины в этой организации по двум основным причинам.

Во-первых, присоединение к авторитарной, агрессивной, закрытой, одинокой, деградирующей стране ставит под смертельную угрозу все достижения нашего Отечества: государственный суверенитет; миролюбивую и многополярную внешнюю политику; относительный либерализм во внутренней политике и экономике.

Тенденции последнего времени — концентрация власти в руках приближенных к президенту лиц, подчинение парламента и судов исполнительной власти, давление на свободную прессу и неправительственные организации, немотивированное осложнение отношений с Европой и США, отсутствие экономических реформ — являются закономерными последствиями евразийской «интеграции» Кыргызстана и только усилятся в будущем.

Да, все это делает не Путин, а наша собственная власть, но она берет пример с Путина и опирается на его поддержку.

Во-вторых, экономические выгоды от вхождения в ЕАЭС совершенно неочевидны, а потери реальны и ощутимы.

По свежему прогнозу Международного валютного фонда, экономика главной евразийской страны (при условии, что не будет новых западных санкций и дальнейшего падения цен на нефть) сократится на 3.4 процента в 2015 году, достигнет нулевого роста в 2016 году и будет далее расти на анемичные (вялые) 1.5 процента в год.

Столь низкие темпы роста объясняются структурными проблемами евразийской экономики — плохой демографией, низкой производительностью труда, раздутым государственным сектором, сырьевой зависимостью.

Таким образом, Кыргызстан заработал инфляцию, не получив никаких перспектив существенного роста в обозримом будущем денежных переводов, экспортных поступлений и инвестиций из ЕАЭС.

Самое печальное, что власть, сделав вступление в ЕАЭС национальным стратегическим проектом развития, уронила моральную и интеллектуальную планку нашего народа. Потому что вступление в ЕАЭС — это никакое не развитие, это, в лучшем случае — выживание.

Когда-то мы стремились жить как в Швейцарии, теперь мы мечтаем жить как в Пензенской области. Разве таким должен быть образ идеального будущего нашей нации?

К счастью, не все из нас мечтают о такой судьбе. Я имею в виду, прежде всего, тех девочек и мальчиков, девушек и юношей, которые сейчас жадно учат иностранные языки, осваивают информационные технологии, изучают науки, путешествуют по миру, выигрывают международные олимпиады, поступают в оксфорды и гарварды, устраиваются работать в Google и Facebook.

Лучшие из лучших — таких мало в любом народе, а в наших 5 миллионах они исчисляются сотнями, может быть, тысячами.

Они-то мечтают жить как в Сингапуре, Европе и США. И они будут жить как в Сингапуре, Европе и США, только, видимо, увы, не в Кыргызстане.