Илон Маск представил первый кроссовер своей компании Tesla Model X. Как и предыдущие автомобили компании, Model X — недешевый электрокар со множеством отличительных и уникальных функций. Почему же кроссовер Tesla настолько дорогой и чем именно он хорош: в этом разобрался обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев.
Официальный анонс Tesla Model X состоялся лишь в эту среду, 30 сентября, но стоит помнить, что прототип этого кроссовера был представлен еще в 2012 году. Тогда ожидалось, что финальную версию Model X покажут уже в 2014 году, а в 2015 начнут производство и продажи.
Календарь немного сместился, и теперь старт продаж намечен на вторую половину 2016 года, хотя заказы на Model X в компании уже начали принимать. При этом самая дешевая модель стоит чуть меньше 100 тысяч долларов, а за мощную P90D придется отдать целых 142 тысячи долларов.
Почему так дорого?
Завышенной эту цену назвать трудно: Tesla стала самым быстрорастущим автопроизводителем в прошлом году, однако и сегодня остается убыточным предприятием: на каждом из седанов Model S (цена которого тоже колеблется возле отметки в 100 тысяч долларов) теряет до 4 тысяч долларов, то есть продает их практически по себестоимости.
Объясняется это двумя причинами: у автомобилей Tesla не стандартные двигатели внутреннего сгорания, а моторчики, которые работают от электричества. При этом хранится энергия в специальных батареях, которые и являются одним из самых дорогих компонентов машины.
С другой стороны, проектировка и производство новых моделей электрокаров крайне дорогостоящи: это лишь зарождающаяся отрасль автопроизводства, которая требует крупных вложений. Илон Маск, основатель Tesla, заявляет, что создание каждой новой модели обходится компании примерно в 1 миллиард долларов.
Tesla Model X не стала исключением. Старшая модель кроссовера от Tesla стоит как три новых и аналогичных BMW X6, Lexus RX350 и Toyota RAV4 вместе взятых.
Чем же хорош?
От вышеперечисленных кроссоверов (и вообще от подавляющего большинства автомобилей этого класса) Model X отличают запредельная мощность и множество интересных функций и особенностей.
Во-первых, это очень мощная машина. Старшая модель Tesla Model X P90D может разогнаться до 100 километров в час за 3.2 секунды — за это же время такую скорость набирает, например, прошлогодний Porsche 911 Turbo (при том что спорткар весит в полтора раза меньше кроссовера).
Впрочем, подобную скорость машина набирает лишь с включенным «Абсурдным режимом». В повседневных условиях даже самая мощная комплектация Model X будет вести себя спокойнее.
Во-вторых, у Tesla Model X есть несколько интересных, пусть и не критично важных особенностей. Например, двери Falcon Wings (в переводе «Соколиные крылья»), которые открываются вертикально и сами оценивают расстояние до ближайших автомобилей и препятствий, чтобы ничего случайно не задеть.
Также в Model X есть автопилот, который может припарковать машину за водителя (а в обозримом будущем даже большее), панорамное лобовое стекло (у которого, по факту, нет границ: оно просто плавно перетекает в крышу автомобиля) и 6 пассажирских мест.
В-третьих, это электрокар, который, можно заряжать от простой розетки. Уходит на такую полную зарядку примерно 12 часов (и на ней Model X может проехать до 400 километров), также в Соединенных Штатах и Европе существует целая сеть «зарядочных станций» от Tesla, на которой машину можно зарядить на 80 процентов всего за 20 минут.
Ключевое отличие Model X от гибридных автомобилей — полное отсутствие даже намека на двигатель внутреннего сгорания. Разъезжающие по улицам Бишкека гибридные Toyota Prius или Highlander все равно работают на бензине, пусть нужен он им в меньшем количестве, чем обычным автомобилям. В машины Tesla просто некуда заливать топливо, у них и бака как такового нет.
Светлое будущее
Машины Tesla — очень интересное событие в современном мире, нечто объединившее в себе мир инноваций, мир технологий и мир автопроизводства. Недаром первый подробный репортаж о Model X выпустил не автомобильный журнал или веб-сайт, а технологический портал The Verge.
Репортаж The Verge о новой Tesla Model X
Однако позволить «Теслу» себе может далеко не каждый даже на Западе. Это действительно очень дорогая машина, плюс, ее массовое производство еще не налажено: за второй квартал 2015 года компания собрала (и продала) всего 11 тысяч Tesla Model X.
За «Теслой» приходится месяцами ждать в очередях, но все может измениться. С начала года ходят слухи о бюджетной и массовой Model 3, которая, предположительно, будет стоить 35 тысяч долларов. Если все сложится согласно ожиданиям, то публике ее представят уже в марте 2016 года.