На канале СТС завершился первый сезон авторского сериала «Лондонград» от писателя и журналиста Михаила Идова. Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев считает, что из этого получился один из самых умных проектов на современном российском телевидении.

В этот понедельник выйдет еще одна серия «Лондонграда», по тому же расписанию, по которому крутили сериал в течение последних четырех недель. Однако стоит понимать, что с 5 октября на СТС будут показывать второй сезон «Лондонграда», и у него создатели будут совсем другие.

Первый сезон авторского сериала Михаила Идова, писателя, автора New York Magazine и бывшего главного редактора GQ, завершился. Впереди еще 12 эпизодов, но уже от других людей: об этом сам Идов предупредил зрителей в своем аккаунте на Facebook.

Снимок экрана 2015-10-05 в 12.16.11

Впрочем, авторским «Лондонград» можно назвать лишь с натяжкой: здесь и поддержка крупногабаритного канала, и сумасшедшие рейтинги, и не менее сумасшедший бюджет, звезды российской сцены и OneRepublic в саундтреках.

Однако, кажется, именно идеи и подход Идова позволили из эфирного сериала с любопытной задумкой (кино про русских в Лондоне, снятое в самом Лондоне) сделать мощный проект, способный потягаться с западными конкурентами (что, кажется, можно будет вскоре проверить и на практике: «Лондонград» собираются продавать западным каналам на грядущем «ТВ-базаре» MIPCOM в Каннах).

Стержень «Лондограда» — его персонажи, контрастирующие и между собой, и с окружением. В чопорном и осторожном Лондоне русская натура главных герой, с вездесущей толикой авантюризма, приводит к открытию одноименного агентства «Лондонград». Примерно об этом весь сезон: о русских, которые помогают русским в Англии.

420828db274445b298bb3f2ae667edfa

Помимо простора для уникальных сюжетов (здесь и современный цыганский табор, и женская коммуна, и королевская семья, и даже Оксфорд) Лондон дает мощный плацдарм для прорисовки персонажей: новых новых русских, космополитов со свободным полетом мысли, но дающими о себе знать славянскими корнями.

Весь «Лондонград» — это, в принципе, один большой контраст, и удивительно, что всему сезону удалось не развалиться по частям. Амбициозные начала сериала компенсировало исполнение, в котором сочетаются атрибуты россйиского ТВ и идеи американских проектов.

64148

То есть, на поверхности сериал Идова, это такая «Кухня» (от того же канала, кстати), но с авантюристским сюжетом и бо́льшим размахом. Если же приглядеться, сразу становится видна сложная конструкция, которая сдерживает «Лондонград» воедино.

Во-первых, это легко отличимые приемы, позаимствованные (но никак не слизанные) у, например, «Шерлока» (дуэт главного героя и героини, дедуктивные методы как двигатель сюжета), «Карточного домика» (обращения персонажа Никиты Ефремова напрямую к зрителям) или трилогии об агенте Джейсоне Борне (объяснять их — значит спойлерить финал сезона).

От воровства эти заимствования отличает оригинальное исполнение: когда, например, главный герой, пробивая «четвертую стену», на пальцах разъясняет ситуацию самим зрителям, образ Кевина Спейси в голове ни разу не всплывает.

Во-вторых, это обилие сквозных сюжетов. У каждого из трех главных героев (разгильдяя-гения-выпускника Оксфорда Михаила, красавицы-моралистки-дочери олигарха Алисы и Степана) есть своя тайна, и распутывая этот клубок секретов создатели поддерживают здоровую интригу вплоть до кульминации сезона.

5187

В-третьих, это элементарно кропотливая работа, начиная специальными монологами для водителя Степана, из которых практически полностью исключили слова с латинскими корнями, и заканчивая достоверными акцентами у оксфордских профессоров и таксистов.

Именно усердие и отличает «Лондонград». Это один из первых сериалов на российском телевидении, на который, кажется, самим создателям было не наплевать. И оттого отраднее, что зрителям, кажется, тоже.