Свергнутый президент Курманбек Бакиев заявил, что ищет возможности судиться с властями Кыргызстана в международных судах. Он считает, что дела против него «сфабрикованы».

Бакиев дал первое интервью за пять лет, прошедших с момента свержения его с поста президента.

В 48-минутном интервью белорусскому интернет-порталу TUT.by он рассказал о своей жизни в Белоруссии, об экономических реформах, которыми занималось его правительство, и об отношении к революции в апреле 2010 года.

«Присвоили себе»

Бакиев заявил, что крупные проекты, которые открылись с 2010 года — это его заслуга.

«Самые крупные проекты — по строительству подстанции «Датка», строительство линии ЛЭП-500 «Датка-Кемин», подстанции «Кемин», строительство дорог, самого современного цементного завода в Баткене. Особо хотел бы отметить строительство Камбаратинской ГЭС [имеется ввиду запуск первого агрегата Камбараты-2], которую мы почти завершили. После того, как я покинул страну, новые власти только нажали кнопку и пустили ее», — заявил экс-президент.

Он также сказал, что первые переговоры по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан начал именно он. Однако технико-экономическое обоснование к этому проекту начали разрабатывать ещё в 2003 году — за два года до начала президентства Бакиева.

«Сегодняшняя власть самым бессовестным образом всё присваивает себе, о чем я подробно написал в своей книге», — отметил свергнутый президент.

По мнению Бакиева, его правительство осуществляло «сложные реформы», которые «не нравились внешним силам». Однако он не стал уточнять, о каких именно «внешних силах» идёт речь.

«В 2009—2010 годах мы начали проводить системные реформы в экономике и частично в политике. Это не нравилось определенным внешним силам. Реформы всегда делают страну уязвимой, потому что кого-то ущемляют. Но если реформы правильные, через какое-то время они приносят плоды», — считает Бакиев.

Пресс-служба президента Алмазбека Атамбаева не стала комментировать заявления экс-президента.

«Готов судиться»

Бакиев считает, что все уголовные дела, которые были заведены на него и его семью в Кыргызстане — «сфабрикованные».

«Я даже готов был бы судиться, если бы был независимый справедливый суд. Я как раз ищу возможности для суда в международных структурах и хотел бы этого», — говорит он.

По его мнению, в случае, если он захочет оспорить дела против него в Кыргызстане, «справедливого судебного процесса не будет».

Юрист партнёрской группы «Прецедент» Жибек Кенжебекова сказала в интервью корреспонденту Kloop.kg, что Бакиев судиться с Кыргызстаном в международных структурах, вероятно, не сможет. Он не исчерпал всех процедур обжалования решения суда в национальном законодательстве. По её словам, он может подать жалобу, но, скорее всего, её не примут.

«Сроки обжалования решений суда [в Кыргызстане] уже прошли — на апелляцию даётся месяц, а на кассацию полгода. […] Сроков давности для подачи жалобы в Комитет по правам человека нет, но для этого нужно исчерпать все внутренние средства обжалования», — сказала Кенжебекова.

В июле 2014 года Бакиев был заочно приговорен к пожизненному заключению с конфискацией имущества — его обвинили в расстреле 87 демонстрантов во время революции в апреле 2010 года. Суд по этому делу длился почти три года.

Генеральная прокуратура Кыргызстана пока никак не прокомментировала обвинения Бакиева.

Разговор с Путиным

По словам экс-президента, он решил покинуть Кыргызстан после разговора с президентом России Владимиром Путиным, который тогда занимал пост главы российского правительства.

«Слова Путина тогда я запомнил на всю жизнь. Он мне сказал: “Вас никто не упрекнет за то, что случилось у Белого дома. Но если развяжется региональный конфликт между севером и югом Кыргызстана, то все повесят на вас. Я рекомендую вам покинуть страну”. Я обещал подумать», — сообщил Бакиев.

Он добавил, что после этого разговора в Кыргызстане «пустили слухи» о том, что Бакиев «собирает армию на юге» и после этого он решил покинуть страну.

«Я покинул страну после разговора с Александром Григорьевичем [Лукашенко, президентом Беларуси]. Он спросил, как я смотрю на то, что он пригласит меня в Беларусь. […] Я принял это предложение, и президент Казахстана прислал за мной самолет со спецназом, который обеспечил мою доставку в Беларусь», — рассказал свергнутый экс-президент.

Бакиев сообщил, что во время его пребывания в родовом селе в Джалал-Абадской области в апреле 2010 года, созванивался также с замгенерального секретаря Организации Объединенных Наций, и просил его создать международную независимую комиссию.

«Но члены временного правительства, которые захватили власть, категорически были против. Тогда я понял, что помощи извне не будет», — сказал он.

Курманбек Бакиев

Бакиев пришел к власти после революции 24 марта 2005 года, когда был свергнут первый президент Кыргызстана Аскар Акаев.

Он был избран на первый президентский срок в июне того же года. Спустя полтора года он объявил конституционную реформу, согласно которой полномочия президента значительно увеличились, и распустил парламент.

Последовавшие за этим парламентские выборы выиграла президентская партия «Ак-Жол», которая заняла большинство мест. При этом крупнейшая оппозиционная на тот момент партия «Ата Мекен» была лишена всех мест в законодательном органе, что вызвало шквал критики международных наблюдателей, обвинявших Бакиева в подтасовке результатов.

В 2009 году он был переизбран на второй президентский срок 90 процентами голосов, но международные и местные наблюдатели снова подвергли критике результаты голосования.

Сразу после переизбрания, Бакиев начал масштабную реформу госуправления. Итогом стали усиление полномочий президентской администрации и созданного Центрального агентства по развитию, инвестициям и инновациям, главой которого был назначен сын президента Максим Бакиев.

В апреле 2010 года Курманбек Бакиев был свергнут в ходе революции, а к власти пришло временное правительство, членами которого стали Роза Отунбаева, Алмазбек Атамбаев, Темир Сариев, Омурбек Текебаев, Азимбек Бекназаров.

Со-автор: Дмитрий Мотинов.