Повествование ведётся от лица со-основателя Kloop.kg Бектура Искендера
Читайте также: Бектур Искендер: Париж после терактов, часть 1 [фото]
Прошло четыре дня с тех пор, как в Париже случились теракты, унёсшие жизни 129 человек.
Город уже почти успокоился, молодёжь снова стала выходить по вечерам в многочисленные бары 10-го и 11-го кварталов, а потоки туристов вернулись к известным на весь мир достопримечательностям.
Но ранним утром 18 ноября атмосфера в столице Франции снова стала тревожной — весь город следил в прямом эфире за спецоперацией в пригороде Сен-Дени. Том самом пригороде, где находится стадион «Стад де Франс» и где вечером 13 ноября прогремели первые взрывы террористов-смертников.
Полиция нашла в Сен-Дени квартиру, где укрывались подозреваемые в совершении терактов.
Итогом спецоперации стала гибель двоих подозреваемых — одна из них взорвала себя закрепленной на теле взрывчаткой, а второго застрелили полицейские. Ещё семеро были задержаны, но полиция так и не нашла Абдельхамида Абауда, которого считают главным организатором атаки на Париж.
Я успел приехать в Сен-Дени к моменту завершения операции. В пригороде было очень много полиции. То есть, действительно очень много:
Квартира, в которой укрывались подозреваемые, находилась на Рю де ля Репюблик — одной из центральных улиц пригорода. Под квартирой — удобный ориентир в виде вывески мобильного оператора «Оранж». Она видна на этом фото:
Полиция выставила оцепление, поэтому окна квартиры никому не было видно (кроме фотографа «Франс Пресс», который ближе к вечеру смог попасть в квартиру местного жителя, расположенную напротив, и сфотографировать полицейских внутри квартиры, но это было уже через несколько часов после завершения операции).
Большую часть операции журналисты пропустили, и видео со звуками перестрелки, сделанные ранним утром, были, как правило, куплены у местных жителей.
Вскоре некоторые сен-денийцы сообразили, что на этом можно сделать неплохой бизнес, поэтому стали вместе с журналистами вести съёмку на мобильные телефоны:
Появились также стайки мошенников, которые пытались продать журналистам «эксклюзивное видео ночной перестрелки» — на самом деле скачанное ими с интернета. Ко мне с таким предложением подходили пять групп местных жителей.
У одной из групп я спросил цену вопроса. Мне сказали «fourteen» на ломаном английском. Я достал 14 евро и предложил отправить мне «эксклюзивное видео» сразу же после передачи денег им в руки.
Товарищи оскорбились, начали что-то живо обсуждать друг с другом, и я услышал слова «quatre cent» — то есть, они имели в виду 400 евро, а не 14. За скачанное с интернета видео. Мерси, как-нибудь в следующий раз.
Благодаря таким дельцам, плюс местным гражданским журналистам, плюс просто зевакам, за ограждением, которое полиция выставила со всех сторон вокруг места проведения операции, столпилось очень много людей.
Часть жителей Сен-Дени, конечно, решила уехать куда подальше:
Другая часть, если и не стояла возле самих ограждений, то обсуждала последние новости где-нибудь позади:
Некоторые из зевак страшно радовались небывалому количеству телекамер и фотографировали друг друга на фоне съёмочных групп:
Работать в таких условиях было нелегко. Либо в кадр лезли головы:
Либо надо было искать точку повыше. Японские журналисты притащили из машины какой-то ящик и поставили камеру со штативом на него. А потом шипели на всех, кто загораживал им вид (автор этих строк тоже подвергся шипению):
Журналистов была тьма, разумеется. Площадка возле знаменитого аббатства Сен-Дени была заставлена передвижными телестудиями:
Учитывая жестчайшую конкуренцию, журналисты пытались пройти максимально близко к той самой нехорошей квартире над «Оранжем» всеми мыслимыми способами. Кто-то, как вышеупомянутые фотографы из «Франс Пресс», попал в квартиры местных жителей (полагаю, что не бесплатно).
Кто-то пытался пройти переулочками, где было меньше зевак, и поуговаривать там полицейских.
Этих журналистов не пропустили:
Этих тоже:
Всё дело в том, что полиция довольно хитро поставила свои ограждения и автомобили:
Это было сделано так, что с общедоступных точек журналистам не было видно практически ничего. Я пропустил утренние сцены, когда на улицах было больше спецназа, но даже тогда — в момент более активной фазы операции — лишь немногим журналистам удалось снять, например, непосредственно задержание подозреваемых.
Поэтому как только за ограждением случалось какое-либо движение, все сразу хватались за камеры или направляли уже включенные камеры куда надо. Вот проехал грузовик — все оживились. Но кроме грузовика ничего и не увидели:
Вот пришёл новый следователь в гражданском — все сразу давай его снимать:
Вот ещё тройка в гражданском (и полицейских бронежилетах) вышла из дома, где была спецоперация — клац, клац, клац, щёлкают затворы десятков фотокамер:
Полиция вела себя прекрасно. Если журналист стоял за огороженной территорией, то можно было снимать всё, что угодно и вести любое количество прямых трансляций. (В этом месте я хочу передать привет министру внутренних дел Кыргызстана Мелису Турганбаеву. Кто не понимает, о чём я, можете прочитать мою колонку о трансляции спецопераций в Кыргызстане).
Полиция Франции понимает, что журналисты все равно будут снимать и вести трансляции, поэтому она просто расставляет кордоны так, чтобы невозможно было снять секретную часть операции.
Полицейский, который стоит возле ограды, прекрасно понимает, что его можно фотографировать в упор, и он ничего не может сказать против этого:
Закончив снимать место проведения спецоперации, я решил пройтись по Сен-Дени и посмотреть, что в целом творится в городке.
На несколько кварталов вокруг полицейских ограждений были закрыты почти все заведения. На свой страх и риск открылась лишь пиццерия прямо за углом от одного из кордонов. Журналисты во время перерывов тусовались именно там:
В остальном Сен-Дени выглядел сегодня примерно так:
Или так:
Крупный торговый центр возле метро тоже практически не работал:
На этом мое пребывание в Сен-Дени завершилось. Я вернулся в Париж и вдруг понял, что это уже моя вторая поездка в этот город, а возле Эйфелевой башни я так и не побывал.
Надо было восполнить культурный пробел и хотя бы раз в жизни сделать супер-шаблонный открыточный снимок, каких в интернете тысячи. Но пусть будет и мой:
Продолжение следует
Читайте также: Бектур Искендер: Париж после терактов, часть 1 [фото]