Нурбек Токтакунов, глава юридической фирмы «Прецедент», считает, что президент оскорбил его честь и достоинство, высказавшись негативно о деятельности неправительственных организаций в предвыборный период.

Токтакунов подал иск против президента Алмазбека Атамбаева за его слова об «истерии со стороны НПО, политиков и партий» во время предвыборного периода — глава государства сказал это во время встречи с международными наблюдателями.

«Большое нагнетание ситуации в стране шло. Вплоть до игр в Конституционном суде. Эти люди выполняли чужой заказ. Им было важно, чтобы выборы проводились по старой схеме и сопровождались митингами, беспорядками и дестабилизацией обстановки в стране», — сказал тогда президент.

Аппарат президента не считает высказывания Атамбаева оскорблением в адрес юриста. В своем ответе на письмо Токтакунова он назвал слова главы государства «конструктивной критикой».

«Высказывания главы государства являются конструктивной критикой, не направленной на какое-либо конкретное лицо с целью унизить его достоинство и запятнать его репутацию», — говорится в ответе Аппарата президента.

Но юрист заявляет, что этими словами президент оскорбил лично его, так как он говорил об инициаторах процесса о биометрической регистрации граждан в Конституционной палате, которыми были Токтакунов и активистка Токтайым Уметалиева.

«Я считаю, что Атамбаев своим выступлением смешал меня с грязью […] Естественно, это бьет по моей деловой репутации и причиняет вред моим чести и достоинству», — говорит он.

Юрист обратился с иском в Первомайский районный суд. Он просит, чтобы суд признал высказывания президента порочащими и не соответствующими действительности.

Суд зарегистрировал заявление юриста, но еще должен решить, примет ли его к рассмотрению. Токтакунов не стал требовать денежную компенсацию, так как считает, что это может дать суду лишний повод для отказа.

«Я не стал вписывать миллионные иски, потому что это будет повод для суда сослаться на иммунитет [президента]. У меня уже был опыт, когда я судился с некоторыми высокопоставленными чиновниками, и эта конкретная сумма иска сыграла против [меня]», — говорит он.

Токтакунов считает, что суд, скорее всего, не примет его дело к рассмотрению. В случае отказа он намерен обжаловать это решение в суде высшей инстанции.

«Я думаю, что суд вряд ли посмеет. У нас судебная система, в общем-то, подчинена вертикали. То есть, они действуют с оглядкой на Аппарат президента, на другие ветви власти. Сами они властью не стали, соответственно, я не ожидаю, что они примут его к рассмотрению, и дело будет рассмотрено по существу», — уверен юрист.

Руководитель отдела информационной политики Аппарата президента Алмаз Усенов не стал комментировать иск Токтакунова.

Сбор биометрии

Закон об обязательной регистрации биометрических данных был принят в апреле 2015 года. Согласно ему, для участия в парламентских выборах, которые прошли 4 октября, необходимо было сдать свои биометрические данные.

Токтакунов и Уметалиева посчитали, что закон противоречит нормам Конституции и подали иск в Конституционную палату при Верховном суде.

На первом заседании по рассмотрению иска, представитель парламента заявила отвод судье-докладчику Кларе Сооронкуловой, которую обвинила в «связях» с Уметалиевой. Какие именно связи она имела в виду, так и осталось неизвестным. Несмотря на это, судьи проголосовали за отвод Сооронкуловой.

После своего отвода, Сооронкулова назвала закон о сборе биометрических данных «нелегитимным» и заявила, что на нее оказывали давление Аппарат президента и председатель Конституционной палаты.

14 сентября, Конституционная палата признала закон конституционным. Решение было принято единогласно.

Международные и местные наблюдатели назвали прошедшие парламентские выборы с идентификацией избирателей по биометрическим данным «прозрачными» и прошедшими «в состязательной атмосфере».

Автор: Эвелина Зайцева
Видео: Виталий Белошапкин.