Парламентарий Кыянбек Сатыбалидев внес на обсуждение законопроект, предлагающий ужесточение ответственности за экстремизм.
Сатыбалдиев — депутат от президентской фракции СДПК — предложил законопроект, снижающий возраст наступления ответственности за экстремизм с 16 до 14 лет.
По его мнению, среди распространителей экстремистских материалов немало детей в возрасте 14 и 15 лет, которых, согласно нынешнему законодательству, невозможно привлечь к ответственности.
«Среди лиц, хранящих, распространяющих материалы экстремистского содержания, выехавших в Сирию для участия в военных действиях и оказывающих в той или иной форме пособничество этим лицам, немало 14-15-летних несовершеннолетних», — пишет депутат.
Его законопроект также предлагает:
- убрать назначение условных мер наказания для обвиняемых в экстремизме;
- не смягчать наказание за экстремизм;
- убрать давность совершения преступления за статьи, попадающие под экстремизм;
- убрать отсрочку наказания для многодетных матерей, обвиняемых в экстремизме.
По словам Сатыбалдиева, ужесточение законодательства необходимо для усиления ответственности за преступления, связанные с религиозным экстремизмом и терроризмом.
«Религиозный экстремизм и международный терроризм в настоящее время представляет масштабную угрозу для Кыргызской Республики. Одним из методов борьбы с ними является совершенствование законодательных актов», — пишет депутат в справке-обосновании к документу.
Сам законопроект еще не подан в парламент, но вынесен на общественное обсуждение.
Борьба с экстремизмом в Кыргызстане
Власти Кыргызстана в 2015 году резко озаботились проблемой распространения экстремистской идеологии в стране, а также массовым отъездом кыргызстанцев в Сирию, для борьбы на стороне «Исламского государства».
К примеру, в феврале 2015 года власти задержали известного имама из города Кара-Суу Ошской области Рашода Камалова. Его обвинили в «возбуждении религиозной вражды» и «распространении экстремистских материалов» и осудили в октябре на пять лет колонии-поселения.
Защитники Камалова отрицали обвинения властей и говорили, что доводы ГКНБ «расплывчаты» и основаны на показаниях «неквалифицированных» экспертов.
В июле Госкомитет нацбезопасности провел три «контротеррористических» операции в Бишкеке и пригородах, в ходе которых были убиты семь «боевиков Исламского государства» и ещё восемь были задержаны.
Родители задержанных и убитых «боевиков» потом отрицали причастность своих детей к международным экстремистским организациям.
Тогда же, в июле, президент Алмазбек Атамбаев подписал закон, согласно которому вводили поправки в Уголовный кодекс, вводившие наказание за участие в вооруженных конфликтах за рубежом — кыргызстанцы, осужденные по этой статье, могут получить от восьми до 15 лет лишения свободы.
«Путем введения новой статьи 226-4 устанавливается уголовная ответственность за участие гражданина Кыргызской Республики в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства или прохождение террористической и экстремистской подготовки», — объясняли законопроект в пресс-службе президента.
В ноябре-декабре 2015 года, на фоне терактов, произошедших в столице Франции Париже и калифорнийском округе Сан Бернардино в США, глава ГКНБ Абдиль Сегизбаев предложил отказаться Кыргызстана от безвизового режима с 45 развитыми странами, объяснив это «террористической угрозой».
«[…] В составе ИГИЛ воюют уже граждане западно-европейских государств, в том числе Франции, Бельгии и других, которые имеют возможность посетить Кыргызстан при безвизовом режиме. Конечно же, это будет использоваться лидерами данных радикальных организаций для усиления своих позиций в нашей республике», ― считает глава ГКНБ.
Позже идею Сегизбаева поддержал депутат Алмаз Баатырбеков, а замдиректора департамента туризма Михаил Ким предложил отменить на полгода безвизовый режим с Турцией, которая граничит с Сирией.
Однако позже премьер-министр Темир Сариев заявил, что правительство не откажется от безвизового режима, но правоохранительные органы усилят контроль за общественным порядком.
Фото носит иллюстративный характер.