Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан начнется в 2016 году, пообещал премьер-министр Темир Сариев. По его словам, споры до сих пор вызывает ширина колеи будущей железной дороги.

Во время своего еженедельного радио-эфира на «Биринчи радио» Сариев отчитывался о визите в Китай и результатах переговоров с китайскими властями.

По его словам, проект строительства железной дороги Кыргызстан — Китай находится на согласовании китайской стороны.

«В частности [решается] вопрос о ширине колеи железной дороги», — цитирует Сариева его пресс-служба.

Он заявил, что железная дорога дальше продолжится в Узбекистане — ранее власти Китая и Кыргызстана рассматривали альтернативный вариант прокладки дороги через Таджикистан.

«В случае завершения строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан для нас будет открыт выход к морю. […] Строительство железной дороги даст толчок к развитию экономики. Кроме того, в рамках данного проекта планируется строительство соответствующих инфраструктурных объектов», — сказал премьер-министр.

Сариев добавил, что после строительства дороги через Кыргызстан транзитом будет проходить 15-20 млн. тонн товаров.

Он пообещал, что начать строительство планируется уже в 2016 году.

Ранее президент Алмазбек Атамбаев говорил, что дата начала строительства железной дороги станет известна в середине декабря 2015 года после подписания соглашения между правительствами двух стран.

20-летний проект

Переговоры о строительстве железной дороги из Китая в Кыргызстана, которая потом пройдет через Узбекистан, Иран, Турцию и соединит с Европой, ведутся почти 20 лет.

В 2002 году Китай представил первый проект железной дороги через Кыргызстан, протяженность которой составила бы 268 километров.

Спустя 10 лет, кыргызские власти представили свою версию ТЭО, в котором протяженность дороги составила 380 километров. По словам разработчиков кыргызского проекта, дорога «огибает горы», и поэтому количество туннелей меньше, на что потребуется меньше денег.

В 2013 году Китай представил новый проект ТЭО железной дороги, с которым не согласилось кыргызское правительство.

«ТЭО по проекту строительства железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан подготовлено. Но мы не согласны с результатам, которые нам предоставили, сегодня оно дорабатывается в связи с тем, что выросла стоимость», — говорил тогда премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев.

Главной проблемой строительства железной дороги является разница в ширине колеи — Китай использует международный стандарт в 1435 милиметров, а Кыргызстан использует советский стандарт — 1520 милиметров.

В начале 2015 года кыргызское Министерство транспорта Кыргызстана возобновило переговоры с Китаем по поводу строительства железной дороги — началась разработка ТЭО. Стороны предварительно договорились использовать советский стандарт для строительства дороги через Кыргызстан.

Тогда в «Кыргыз темир жолу» заявляли, что параллельно строительству китайско-кыргызской железной дороги, может начаться строительство дороги, которая соединила бы север и юг страны — она предположительно должна пройти по тому же маршруту, что и строящаяся автомобильная трасса.

В конце ноября 2015 года главный инженер Китайской железнодорожной корпорации Хе Хуаюй представил проект высокоскоростной железной дороги из Китая в Иран.

Как передавала газета China Daily, дорога должна будет пройти по следующему маршруту: Урумчи и Инин (Кульджа) — Алматы — Бишкек — Ташкент — Самарканд — Ашхабад — Тегеран.

Однако, по его словам, строительству мешает разница в ширине колеи. Он предположил тогда, что Китай может проложить новую железную дорогу, и пустить по ней как пассажирские поезда, так и грузовые составы.

«Единственным различием может быть скорость: пассажирские поезда могут развивать скорость до 250-300 километров в час, тогда как грузовые — 120 километров в час», — добавил он.