Социал-демократ Галина Скрипкина инициировала законопроект, который запрещает поддерживать идею нацизма. Документ практически полностью дублирует аналогичный российский закон и предлагает уголовную ответственность за одобрение идей гитлеровских нацистов.
Депутат предлагает запретить распространение идей, оправдывающих нацизм.
Под определение нацизма попадает только идеология гитлеровской Германии и её стран-союзников, продвигавших идею превосходства одной нации над другими, и совершивших преступления против мира и человечности.
Кроме этого, документ предлагает запретить использование нацистской символики и образы нацистских преступников в рекламе и при проведении массовых акций, а также распространять нацистские публикации в печатных и электронных СМИ.
Если обнаружится, что автор «реабилитирует» или «героизирует» нацистских преступников, то он понесет уголовную ответственность — какую именно, пока не уточняется.
Политолог Медет Тюлегенов считает, что реализация закона может принять экстремальные формы.
«Например, в России по этому поводу была скандальная защита диссертации. Если у нас кто-нибудь в Кыргызстане решит проводить исследование, будет ли это трактоваться как попытка реабилитации нацизма?», — интересуется Тюлегенов.
Согласно проекту документа, запрет не распространяется на научную и художественную литературу, однако любая литература должна будет проходить государственную антинацистскую экспертизу.
Проверяться будут учебники по истории и другие образовательные материалы, реклама, публикации в печатных и электронных изданиях, а также учредительные документы религиозных объединений, некоммерческих организаций и СМИ.
Выражая сомнения по качеству проводимых экспертиз, Тюлегенов привёл в пример запрет фильма «Я гей и мусульманин», который в 2012 был признан судом «экстремистским».
«Госкомиссия по делам религий проводила экспертизу, но эксперт тогда сослался на коран. Это пример того, как у нас делается экспертиза. Покажите мне эксперта, который беспристрастно сможет отделить, где это пропаганда нацизма, а где это попытка объективно что-то представить обществу», — сказал Тюлегенов.
В общем отделе Жогорку Кенеша сообщили, что антинацистскую экспертизу, скорее всего, будет проводить Государственный комитет национальной безопасности.
Предложенный Скрипкиной законопроект почти идентичен российскому закону, который был принят в конце 2014 года.
После его принятия, гражданская активистка Юлия Усач из Краснодара была оштрафована за публикацию в социальной сети «Вконтакте» трех исторических фотографий и трех карикатур, высмеивающих нацизм.
Аналогичная история произошла с журналисткой, которая разместила фото Смоленска во времена оккупации, на котором присутствует свастика.
Председатель Российского объединения союза соотечественников Марина Чуйкова считает, что в законопроекте необходимо прописать четкие формулировки.
«Хотелось бы, чтобы были сформированы неразмытые понятия, которые сократят число межнациональных вопросов. Необходимо четко понимать, что является пропагандой нацизма, и что будет считаться констатацией фактов, а что — подтасовкой», — заявила Чуйкова в интервью Kloop.kg.
По словам историка и политолога Табылды Акерова, в Кыргызстане ещё не было случаев, побуждающих принять подобный закон.
«Нет необходимости поднимать этот вопрос и принимать законопроекты, которые практически не будут работать. Это говорит о том, что у наших депутатов нет идей, которые реально бы улучшали жизнь нашего народа», — сказал Акеров в интервью Kloop.kg.
В справке-обосновании документа говорится, что необходимость в законе возникла в связи с участившимися случаями «героизации» нацизма в Европе, в странах Прибалтики и СНГ.