Кыргызское хип-хоп трио в декабре минувшего года выпустило дебютный альбом Zamanbap. Критик Kloop.kg Азамат Омуралиев написал запоздалый обзор, в котором объясняет, как группа установила новый стандарт в музыкальной индустрии страны.
Почти полтора года назад я писал обзор альбома Xtazy Music бишкекского диджея XTZ. И тогда отметил, что «[трек] «Кыймыл», несмотря на свое довольно экзотичное позиционирование, одновременно является еще и вершиной всего диска».
Читать по теме: обзор альбома Xtazy Music диджея XTZ
«Кыймыл» был записан вместе с рэперами Баястаном и Бегишем. Новое бишкекское хип-хоп трио — это как раз они плюс Каспер. В декабре прошлого года новообразованная рэп-группа выпустила свой дебютный альбом Zamanbap. И да, это довольно запоздалый обзор.
Альбом Zamanbap — штука довольно прецедентная. Естественно, кыргызскоязычный рэп существовал и раньше, а качественные биты уже давно пишут местные диджеи. Zamanbap же пошел дальше и в некотором смысле повторил успех прошлогоднего альбома Скриптонита «Дом с нормальными явлениями».
Читать по теме: презентация первого кыргызоязычного альбома
Русскому рэпу, который занимался лишь виртуозным копированием британского грайма и джи-фанка, Скриптонит привнес новый подход. В современной музыкальной постмодернистской культуре, где каждая песня строится на сэмпле и автотюне, важно не просто воспроизводить звуки, но осмысливать их. И Скриптонит в прошлом году именно так и сделал, осмыслив тягучий андерграундный хип-хоп и американский блюз. На выходе получился неповторимый «Дом».
Вот и Бегиш, Баястан с Каспером сделали альбом не просто нестыдный и отлично сведенный, но во многих смыслах уникальный, самобытный и самодостаточный. Группа отлично ухватила повестку дня и дух перемен в обществе и осмыслила его на пластинке.
В этом ведь и заключается одна из ключевых целей искусства — в способности вызывать мысли и тревоги, предупреждать людей об их современности и держать сознательность в тонусе.
Среди бишкекской молодежи — да и среди старшего поколения, с ростом популярности этно-ресторанов — стремительно растет потребность в национальной самоидентификации. С хорошей стороны. Проявляется это в открытии магазинов с символикой на околонациональную тематику, популярности продвинутых заведений с местной кухней и исчезновении снобизма в отношении местных фильмов, сериалов и, да, музыки.
Движется этот процесс общими усилиями, и центральная тема Zamanbap заключается именно в этом. Кыргызский язык на альбоме присутствует не просто так, каждый трек здесь записан таким образом, что врожденная мелодичность языка выкручивается на максимум. И пусть никого не пугает жанровое определение ‘рэп’ — альбом очень близок к лирике Дрэйка (порой даже звучат мелодии, сильно отсылающие к его последнему микстэйпу If You’re Reading This It’s Too Late) и технике Джей Коула.
Кульминация диска — это трек «Эне Тил». С одной стороны он развивает тему новой волны «идентификационного патриотизма», вполне естественно возникшего после фазы отрицания советской культуры, а с другой — начинает затрагивать темы политического и общественного характера. Примерно того же тона придерживается песня «Келечек Жаштын Колунда», поднимающая очень злободневную и актуальную проблему в отношении молодежи.
Крайне примечательно то, что эти два трека (не считая, наверно, танцевального «Тарбия», нацеленного стать концертным хитом) являются двумя главными как в структуре альбома, так и по качеству исполнения. К ним довольно тяжело придраться: и даже кроме этих трех песен, во всем альбоме чувствуется завершенность.
Этот аргумент подводит к теме звука, с которым у альбома тоже все отлично. Прилипчивые и заводные биты на Zamanbap рифмуются с синтезированными лиричными мелодиями — а влитой звук в очередной раз напоминает о масштабе проделанной работы.
Тяжело определить, что именно делает Zamanbap таким уникальным. Не качество исполнения, не социальная актуальность, не безукоризненно подогнанные тексты на кыргызском — а, наверно, всё это вместе взятое. Оттого альбом Бегиша, Баястана и Каспера — определенно одно из самых важных событий в музыкальной индустрии страны, совместными усилиями установившее новый стандарт.