По итогам четвертого сезона сериала «Карточный домик» кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев высказался о том, чем пугает сериал и в каких местах он перекликается с реальностью.
В 2013 году Дэвид Финчер режиссировал пилотный эпизод сериала «Карточный домик» для стримингового сервиса Netflix, также доступного в Кыргызстане.
Тогда известный американский режиссер сыграл роль не только маркетинговую, но и идеологическую – первая серия «Домика» была снята в привычных для позднего Финчера сдержанных синих тонах с довольно аскетичной композицией съемочного пространства. Никаких контрастов, минималистичная мебель и односложные костюмы с платьями.
Сейчас, спустя четыре сезона – со времен пилотной серии Финчер не снял ни одного нового куска «Карточного домика», лишь числясь в списках исполнительных продюсеров – сейчас сериал все еще придерживается этих правил. Формализм и сдержанность всё так же присущи «Домику».
Однако радикально преобразился посыл сериала. Если раньше это был любопытный триллер о том, как работает сложная машина американской политической системы, то сейчас это скорее шоу для политики о политике.
Все подковёрные политические игры сериал уже продемонстрировал в предыдущих трех сезонах. Четвертый сконцентрировался именно на том, чтобы самым доступным образом подытожить функцию всех предшествующих серий. Начиная аллюзиями на Джона Фрэнсиса Кеннеди и заканчивая неприкрытыми отсылками на террористические организации, сериал использует все возможные политические ситуации для акцента на цинизме и бесчеловечности главных героев, президента Фрэнка Андервуда в исполнении Кэвина Спейси и первой леди Клэр Андервуд в исполнении Робин Райт.
Их бесчеловечность заключается даже не в зашкаливающей жестокости или пугающей кровожадности, а в отсутствии хоть сколько-то объяснимой мотивации. Одна из самых частых фраз, которую используют герои «Домика» при описании какого-либо конкретного персонажа, это «его не интересуют деньги».
Не интересуют политиков в «Карточном домике» и мир во всем мире, судьбы простого народа или опасность от свободной продажи оружия. Все благие дела, совершающиеся с политической трибуны сериала – это не более чем инструменты для повышения рейтинга.
Именно это чувство и пытается ухватить «Карточный домик». Выстраивая эти злободневные связи с реальной проблемой оружия в Соединенных Штатах и мировой угрозой терроризма, сериал озадачивает своих зрителей. Что движет политиками, и насколько тверды их убеждения? Для чего они идут к власти, и почему никому их не удается остановить?
Самое смешное то, что в самом «Домике» большинство героев тревожит тот же самый вопрос. Ведь в этом сезоне совпали временные промежутки вымышленного и реального миров – и там и там в Соединенных Штатах идут праймериз, на которых выбирают кандидата в президенты страны от Республиканской и Демократической партий.
Впрочем, подобный трюк исчерпан – кульминация этой проблематики уже состоялась в четвертом сезоне. Но в этом же сезоне сериал дает намеки о том, чем может стать «Домик» в будущем.

Ведь, помимо всего прочего, четвертый сезон закольцевал сюжетную линию Клэр и Фрэнка. Их целостность была подорвана в последнем эпизоде третьего сезона, однако свои позиции они восстановили. И в очередной раз подчеркнули свою экстравагантность – природу отношений президента и первой леди тяжело подвести под привычные стереотипы о супружеской жизни.
Однако мелодрамой об отношениях «Карточный домик» скорее всего не станет. Гораздо более вероятен исход, при котором сериал претерпит еще одну трансформацию и в следующем, пятом сезоне (съемки которого Netflix уже подтвердила) станет напряженной гонкой, благо Андервуды наконец-то получили достойных соперников в лице четы молодого республиканца, очень любящего Twitter.
Читать по теме: Как автор «Карточного домика» приезжал в Кыргызстан