Сотовый оператор «Мегаком» подключил своим абонентам услугу «На связи», за которую взимал оплату в размере 1 сом 17 тыйынов в день. Не подозревавшие о ежедневной оплате клиенты возмутились действиями оператора. В компании ответили, что информация об абонплате озвучивалась в СМИ и СМС-рассылке.
Публикации с возмущениями и недовольством начали появляться в социальной сети «Фейсбук» в конце марта 2016 года.
Клиенты компании заметили, что платят больше обычного — счета за связь в конце месяца включали в себя стоимость за дополнительные услуги, составляющие 35-36 сомов. Оказалось, что абоненты платят за новую услуги «На связи», которая была подключена оператором всем абонентам автоматически, без их согласия.
«C точки зрения здравого смысла нельзя назвать коммерческой «услугой» то, что вам навязали без вашего ведома и согласия, вы даже не подозреваете, что этим пользуетесь, а факт оплаты, как и сама стоимость услуги, тщательно скрывается», — пишет пользователь Алима Нургазиева на своей странице в социальной сети «Фейсбук».
Услугу «На связи» компания Megacom внедрила в начале марта 2016 года. С её помощью люди могли оповещать звонивших людей о том, что они доступны и получать голосовые сообщения от других абонентов.
Само подключение услуги не требовало денег, однако существует абонентская плата, о которой абоненты узнали лишь когда проверили счета за связь в конце месяца. Плата за услугу составляет 1 сом 17 тыйынов в сутки, то есть примерно 35-36 сомов в месяц. Учитывая, что общее количество абонентов компании перевалило за три миллиона, то на этой услуге «Мегаком» мог зарабатывать более 105 миллионов сомов в месяц.
Представители «Мегаком» ответили в интервью Kloop.kg, что подключение каждой услуги сопровождается публикациями в средствах массовой информации за десять дней до её запуска.
«СМС-оповещение всем абонентам и уведомление об изменениях было в СМИ. С постоянным развитием услуг, новых опций и в целях предложения нового спектра услуг, условия могут дополняться. Если условия предоставления услуги Вас не удовлетворяют, Вы можете отключить её с помощью команды *970*0#. Спасибо за понимание», — говорится в официальном письме компании.
Однако, в СМС-уведомлении от «Мегакома» не указана информация об абонентской плате. В пресс-службе компании заявили, что абоненты должны были позвонить по номеру *971 и узнать об абонентской плате.
«Мегаком» — не единственный сотовый оператор, который без согласия клиента подключает платные услуги. Абоненты сотового оператора «Билайн» ежедневно платили 1 сом 95 тыйынов за услугу «Привет», которая позволяет установить определенную мелодию вместо гудков.
Похожая услуга «ЗвонОК» сотового оператора «О!» автоматически подключается при переходе на один из тарифных планов. В течение 30 дней абоненты пользуются услугой бесплатно, но на 31-й день начинают платить по 1 сом 99 тыйынов в день.
«Мегаком» — один из трех крупных операторов сотовой связи, который обслуживает свыше трех миллионов абонентов и охватывает почти всю территорию Кыргызстана.
В 2010 году компания совместно с другими операторами — «Билайн», «Некси», «О!» — внедрила оплату за успешный дозвон на мобильный телефон, стоимость которого составляла 60 тыйынов и взымалась за сам факт дозвона, то есть независимо от того, ответил ли на звонок второй абонент. Нововведение вызвало тогда недовольство среди населения и считалось одним из факторов, приведших к революции 7 апреля. Сотовые операторы отменили оплату после смены власти в стране и декрета Временного правительства с 10 апреля 2010 года.