«Евровидение» никогда не интересовало меня с музыкальной точки зрения. Многие из моих кумиров даже не дожили до дней существования этого конкурса.
То, что обычно я слышал от участников «Евровидения», не впечатляло меня.
Более того, я вообще не верю в конкурсы песен. Искусство не нуждается в признании через соревнования с очками и голосованием. Фрэнк Заппа, например, не получил ни одной мэйнстримной награды при жизни, а менее великим от этого быть не переставал.

А уж когда участники песенного конкурса ещё и отбираются по такой не связанной с музыкой категорией, как гражданство, то это окончательно сводит на нет творческую составляющую.
«Евровидение» — это конкурс исключительно политический, и только этим он мне как раз и интересен.
Я даже еще не слышал песню Джамалы, только читал её слова. Возможно, мне понравится «1944» с мелодической точки зрения, но я это решу для себя вне контекста «Евровидения».
Мне и не нужно слышать её песню, чтобы определить, почему её победа для меня так важна.
А важна она потому, что выводит под софиты общественной дискуссии сразу несколько очень важных тем:
Сталинские репрессии
Любая критика Иосифа Сталина встречает довольно оголтелую реакцию последователей новой религии, которая зарождается сегодня на пост-советском пространстве.
Сталину в этой религии отведена роль полубога, а День победы в ней превращён из дня памяти погибших в день истерической демонстрации силы и неадекватного идолопоклонничества.

Ещё в этой религии борются с переписыванием истории, переписывая историю.
Сталин был диктатором и тираном, ненамного лучше Адольфа Гитлера. Песня Джамалы рассказывает лишь об отдельном эпизоде сталинского безумия — о насильном переселении 238 тысяч крымских татар в Центральную Азию, в результате которого более 100 тысяч из них скончались.

И вот этот ад — задумайтесь только, 238 тысяч человек! — это всего лишь один из эпизодов. Потому что было еще массовое переселение калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, турков-месхетинцев, поволжских немцев, корейцев, эстонцев, латышей, литовцев, поляков и румын.
И даже все эти переселения вместе взятые продолжают оставаться лишь частью репрессий, которые происходили при Сталине.
Я не понимаю, как после всего этого можно продолжать ставить Сталина хоть каким-то примером для подражания, и я рад, что на «Евровидении» победила песня, напоминающая об этом ужасающем явлении.
Оккупация Крыма
Джамала провела большую часть жизни в Крыму, куда крымские татары стали возвращаться после обретения Украиной независимости.
Однако в 2014 году Крым был оккупирован Российской Федерацией, якобы под предлогом «защиты русскоязычного населения».
Русскоязычное население никогда не испытывало серьёзных проблем в Украине. Киев и по сей день остается городом, где русская речь слышна чуть ли не чаще, чем украинская, поверьте моему опыту очень частых поездок туда.
Русский язык ещё больше доминирует в таких крупных городах, как Харьков, Днепропетровск и Одесса.
В марте 2014 года в Крыму был проведен референдум, но происходило это в спешке (он был организован всего за две недели), в присутствии российских военных и при невозможности агитировать против присоединения Крыма к России.
Большинство крымских татар не участвовало в референдуме, так как было против оккупации. Многим из них затем пришлось уехать из Крыма, а те крымские татары, которые остались и выступают за возвращение в состав Украины, подвергаются преследованиям.
К сожалению, на фоне последовавшей за оккупацией Крыма войны на востоке Украины, кризис на полуострове отошёл в международной повестке на второй план. Победа Джамалы снова поднимает эту нерешенную проблему.
Народное голосование России и Украины
Одно из наиболее удивляющих явлений в народном голосовании на «Евровидении-2016» — это то, что среди украинских зрителей первое место занял российский участник Сергей Лазарев, а среди российских Джамала оказалась на втором месте.
Это контрастирует с голосованием жюри — украинское не дало очков Лазареву, российское не дало очков Джамале.
Члены жюри получились похожими на политиков, а жители обеих стран показали, что готовы быть выше всех конфликтов и предубеждений и могли бы жить в мире.
Отношение к кыргызским эмигрантам
Джамала родилась в городе Оше, в Кыргызстане. Она редко говорит в интервью о Кыргызстане, и я это прекрасно понимаю — других, более актуальных проблем, в её жизни сейчас куда больше.
Но мне все равно очень жаль, что не получилось построить крепкую связь между ней и Кыргызстаном, где Джамалу активнее всех поддерживало только сообщество крымских татар, а не вся страна.
Было бы здорово, если бы, например, власти нашей страны выпустили официальное поздравление Джамале.
Было бы невероятно круто, если бы Джамала приезжала с концертами в Бишкек или Ош, и её встречали бы десятитысячные толпы зрителей на главных площадях (как это происходит с группой «Город 312»).
Джамала — пример того, как мы, кыргызстанцы, были часто невнимательны к своим эмигрантам.
Это нормально, что люди переезжают, это их право.
Но очень хотелось бы, чтобы у эмигрантов оставалась глубокая привязанность к Кыргызстану, чтобы им хотелось периодически возвращаться, хотя бы на каникулы. Чтобы, если они становятся успешными, им хотелось вкладывать в развитие родной страны.
Поэтому давайте сделаем всё, чтобы следующей Джамале хотелось вынести на сцену не только украинский флаг, но и кыргызский.