Материалы, опубликованные в рубрике «Мнение», выражают личную позицию их авторов. Оригинал записи опубликован на личном сайте Алмаза Абекова.
Президент не раз заявлял, что операции «Преемник» не будет. Однако:
Во-первых, можем ли мы быть уверены, что ему (как человеку и как политику) можно верить?
Ведь сам он не раз демонстрировал более вольное отношение к своим словам. Также стоит обратить внимание на его последние заявления: «народ и президенты других стран просят остаться…», «я повидал все и даже сидел…», «бог дал мне много денег…» и так далее. Исходя из этого, можно предположить, что Атамбаев видит себя мессией и в нужный момент он может пойти навстречу «волеизъявлению народа» (то есть стать премьер-министром бессрочно, укрепив СДПК в парламенте).
Во-вторых, операцию «Преемник» может осуществлять его команда (партия), а не он лично. И тогда все становится на свои места (не он же осуществляет операцию «Преемник», а за других он не может отвечать).
В-третьих, операция «Преемник», естественно, необходима для действующей власти, если не для Атамбаева лично, то для его нынешнего окружения точно. Если для Атамбаева лично его постпрезидентское будущее может и кажется относительно безоблачным, то этого нельзя сказать о его приближенных, взлет карьеры которых был связан только лишь исключительно с личной преданностью. Им есть о чем беспокоиться, потому как обещанного всенародного благоденствия в стиле «азиатского тигра», увы, не получилось, а вопросы остались.
«Следующий», очевидно, начнет задавать им неудобные вопросы, если не устраивать «охоту на ведьм». Почему сразу «охоту на ведьм»? Потому как в экономике быстрых успехов не сделаешь, а народу, если не даешь хлеба – дай объяснений. Поэтому нынешние приближенные к Атамбаеву люди — вполне достойные претенденты на публичную казнь и «списание проблем в стране». С другой стороны, они не могут себе представить, что с уходом Атамбаева все прелести жизни закончатся и для них. Аппетит приходит во время еды, а власти они вкусили вдоволь. Желание продлить счастье вполне естественно.
В-четвертых, «Следующий», пользуясь шестилетним мандатом, будет стараться усилить свою партию, очевидно, в первую очередь за счет ослабления СДПК, это логично. Реализация этого плана будет в виде новых компроматов, уголовных дел и передела собственности. У нас ведь нет партий на идейной основе. Все наши партии – это союз политических кланов вокруг предводителя. Сильный предводитель – сильная партия, слабый предводитель – слабая партия.
СДПК без поддержки Атамбаева – это уже не СДПК как мы ее сейчас видим. Поэтому у партийных боссов СДПК есть два пути: договариваться или менять ориентацию. Находясь у власти, сейчас они обладают административным ресурсом, сильны и самое главное – они не смогут преодолеть свое эго, чтобы идти на переговоры. Новый президент для них потенциальная угроза.
Поэтому приближенные будут нахваливать и уговаривать Атамбаева со всех сторон. Тогда у него появится впечатление, что без него кыргызскому народу ну никак не обойтись и ради спасения нации он согласится править далее. Если это не сработает, то окружение, пусть даже без согласия своего лидера, но начнет операцию «Преемник».
Доказательство — его частые обращения к журналистам писать о хорошем. Это потому, что он видит вокруг хорошее, куда бы ни поехал, с кем бы ни встречался, везде строятся дороги, открываются школы, люди от счастья песни поют… Это окружение создает вокруг президента такую завесу, фильтруя информацию. У Атамбаева ощущение, что все в стране хорошо, реально, он это видит и слышит. А негативное кажется ему эфемерным, надуманным, происками врагов. Едва ли он осознает, что видит только то, что ему позволяет видеть свита. Нужно понимать, что Атамбаев не объективен. Это факт.
Вывод 1: С точки зрения СДПК и команды Атамбаева следующий президент, если он не «Преемник», то он — потенциальная угроза. Нужно предпринять превентивные меры. Так что операция «Преемник» будет, неважно, что заявляет Атамбаев.
Из вышеизложенного следует: в штабе СДПК уже сформирован план «Преемник». В нем два раздела:
1. Кто, собственно, преемник и как его продвигать;
2. Кто конкуренты и как их нейтрализовать.
Ответ на первый вопрос еще открыт, окончательного решения, по-видимому, еще нет. По второму вопросу есть список из трех групп:
1. «Завсегдатаи». Те, кто традиционно выдвигаются на выборах, много говорят, существенных голосов не набирают, создают демократический фон и особо не опасны. Их ключевые уязвимости известны, при неблагоприятной ситуации всегда известно, на каких условиях с ними можно договориться (как правило, это должность посла или «борца за права человека»). Резюме: пусть идут на выборы;
2. «Непредсказуемые». Те, про которых не скажешь, что они свои. Они опасны, потому как неизвестна их стратегия на выборах и ресурсы. Очевидно, что они будут играть на недовольстве населения нынешней властью и сложно предугадать как распределятся голоса избирателей. Другая проблема в том, что неизвестно, как они поведут себя после выборов и как с ними договариваться. Резюме: нейтрализовать до выборов;
3. «Свои». Умеренные оппоненты, которые так или иначе уже присутствуют во власти, представляют те или иные политические кланы и потенциально могут победить на выборах. Они предсказуемы, торг с ними уместен, разговаривать с ними можно. Резюме: договориться или нейтрализовать. Однако, все понимают, что их договоренности условны, а обман в порядке вещей. Вспомните тандем Бакиев-Кулов.
Вывод 2: Предвыборная борьба набирает обороты и скоро мы станем свидетелями баталий. Административный ресурс против свободы мысли, политические олигархи против инновационной молодежи. Битва будет ожесточенной, ради сохранения власти могут пойти на многое.
Лично для меня в этой ситуации важен другой вопрос: Какой вариант развития событий в интересах народа страны?
Будет ли преемственность гарантом стабильности и развития? Нет. Гарантия стабильности будет только для нынешней власти, а для граждан все останется по-прежнему. Почему? Если не было развития за эти шесть лет, то с чего нам верить, что они будут в следующие шесть лет? «Преемник» в силу того, что он преемник, не будет пересматривать, изменять сложившийся расклад. Вектор движения останется прежним.
Не будет перемен, потому как кругом все «свои» и в силу преемственности новый президент будет бессилен что-либо изменить. Избрав «Преемника», народ получит перемену мест слагаемых, но сумма не изменится. Разумеется, «Преемник» будет заявлять и обещать «светлое будущее», впрочем, как и всегда. Но перемен не будет.
Вывод 3: Ради перемен нужно, чтобы операция «Преемник» не осуществилась. Для этого нужна трезвая оценка и воля избирателей на предстоящих выборах. Граждане должны понять, что ради перемен нужны новые люди с иным мировоззрением и инновационным мышлением, другим подходом к вопросам государственного управления, смотрящие вперед, не оглядываясь назад.
«Преемник» будет думать об обязательствах перед своим предшественником. Нам нужен президент, который будет думать об ответственности перед потомками. Волей народа нужно изменить расклад политических сил во власти и этим определить, как страна будет развиваться в будущем. На предстоящих выборах нужно дать власти четкий и однозначный посыл: нынешняя власть исчерпала доверие и народ желает перемен.
В заключение, я призываю граждан, избирателей серьезно задуматься, тщательно обдумать, взвесить и смотреть на все критическим взглядом. Я убежден, что Кыргызстану нужен инновационный вектор развития. Сейчас во власти одни только архаичные олигархи, с ними невозможно развиваться в 21 веке. Поэтому их нужно оставить в прошлом и двигаться вперед с новым поколением управленцев. Только изменив нынешний расклад политических сил путем избрания нового (во всех отношениях) лидера народ может рассчитывать на перемены.
Фото: Пресс-служба президента